|
"Обретение". Статья Марии Валяевой. Двадцатый век, полный трагических событий, непримиримых противоречий и невосполнимых потерь во всех проявлениях реального бытия и человеческой мысли, несся со скоростью стремительного потока, всех затягивающего в водовороты и все сметающего на своем пути. Он завершился и от его финала отсчитано ровно десять лет. Это временная дистанция, с которой теперь мы можем подвергнуть анализу многие отошедшие в недавнее прошлое события, сквозь призму сверхновейшей истории рассмотреть каждый эпизод, распределить по своим местам каждого участника той грандиозной общественной драмы, какой предстает перед нами жизнь и культура минувшего столетия.
Двадцатый век – это эпоха, в которую время и пространство стали категориями крайне субъективными, то сжатыми до мгновения и метра, то длящимися и простирающимися бесконечно. Для многих и многих в нашем отечестве тот век обратился в реку забвения, чьи темные воды поглотили людей, их жилища, плоды их труда и открытия их творчества. Не раз и не два искусство теряло свою ценность и честь, обретало их вновь, подвергалось несправедливым гонениям, воевало с самим собой, обескровливая свое некогда могучее тело. В этой бессмысленной борьбе даже те, кому должно было бросить тонущим спасательный круг, забыли их голоса и лица, остались глухими к их призывам. Не раз и не два на тех, кто смело обновлял язык искусства, накладывались запреты и распространялись всевозможные репрессии. Но страдали отнюдь не только они. В лету едва ни канули имена и произведения более скромных, но столь же искренне преданных творчеству служителей муз, среди которых – литераторы, художники, музыканты…
Не скажем, что и сегодня страсти по двадцатому веку успокоились окончательно. Однако, сделав усилия, мы научились смотреть на его историю и культуру объективнее, внимательнее и разумнее. Мы научились бережно доставать из его сокровищницы дары, о которых одни давно не помнят, а другие и вовсе не подозревают. Глубокую благодарность мы должны испытывать к тем, кто сберег эти дары.
Татьяна Александровна Оранская – художник, чье имя не звучало в числе дерзких преобразователей искусства, ломавших традиции и насаждавших новаторские реформы. Она нашла свое призвание в другом – в опоре на те истоки, которые казались ближе ее восприятию и видению, в осторожной, женственно утонченной, прочувствованной и продуманной трансформации ранее сложившегося стилевого канона в индивидуальное отражение собственного внутреннего мира. Тщательно и целостно сохраненное родственниками наследие художницы ныне позволяет осмыслить ее путь полностью, с самого начала, даже не от ученических, а от первых детских опытов, до конца ее не слишком долгой, но до предела насыщенной творчеством жизни.
Сейчас живопись и графика Татьяны Оранской представляется нам умеренной в своей смелости, одухотворенной прежде всего любовью к натуре и способностью ее интерпретации профессиональными средствами и приемами. Кажется, такое искусство не могло вызвать особого осуждения со стороны охранителей соцреалистической догмы. Но присущий им «нюх» на все чуждое мертвенной схеме, на все живое и обогащенное творческой фантазией подверг сомнению и ее лояльность, безошибочно угадав первоисточники ее вдохновения. Действительно, к ним относились те традиции, которые в 1930 – 1950-е годы – в период, когда творчество Оранской формировалось и обретало зрелость – оказались списаны за ненадобностью, бесполезностью и даже вредоносностью для общества строителей социализма. Это были традиции, еще недавно составлявшие гордость русской художественной культуры, ее высочайшие достижения, не уступавшие передовому европейскому искусству: сезаннизм, на котором возрос феномен «Бубнового валета», и импрессионизм – провозвестник новаций Ларионова и Малевича; метод, которым безупречно владел Коровин, наполняя свои картины светом, воздухом и сочным звучанием красок; школа, пройдя которую, молодой Грабарь покорил мировую художественную элиту и публику, показав на Международной выставке свой ранний и ставший с тех пор хрестоматийным «Мартовский снег».
Справедливости ради следует сказать, что и сама Татьяна Александровна отнюдь не стремилась к постоянному и представительному участию в выставках. Напротив, суете и конфликтам, связанным с бесконечными прохождениями выставкомов и худсоветов, она предпочитала тихую, сосредоточенную работу в мастерской и на натуре. Это может немного удивить, ведь темперамент ее был чрезвычайно активен и ярок, что проявлялось и в творчестве, и в общении с людьми. Но энергию свою она старалась тратить так, чтобы позитивная душевная заряженность полностью изливалась в живописи, в жизнеутверждающем соприкосновении с миром природы, в обогащающем общении с единомышленниками. Своеобразие личности художницы состояло еще и в том, что энергичный оптимизм сочетался в ней с природной скромностью. Свою интеллигентность Оранская унаследовала от университетской профессорской родительской семьи, в которой она появилась на свет в трагическом 1914 году. С этими замечательными качествами истинной москвички сочеталось то, что можно было назвать породистостью: благородная осанка, красота скульптурно вылепленных черт лица, больших темных глаз, впрочем, нередко освещавшаяся задорной и открытой улыбкой.
Художественная одаренность Татьяны Оранской проявилась в раннем детстве. Уже тогда, подобно многим детям, беря в руки карандаш и колонковую кисточку для акварели, она не просто спонтанно водила ими по бумаге, но старалась применить в набросках правила перспективы, пропорций и анатомии, как можно удачнее скомпоновать изображение. Ее глаз умело отбирал и фиксировал те эпизоды реальности, которые наилучшим образом поддавались пластическому претворению. С возрастом ее видение эволюционировало и все более зримым становился колористический талант будущей художницы.
В 16 лет Оранская поступила учиться в студию Ф.И.Рерберга. Выдающийся педагог, занимавшийся преподаванием не одно десятилетие, воспитавший множество мастеров, от классиков до авангардистов, отметил и оценил ее данные. Достоинство обучения у Рерберга, которое Оранская прошла с 1931 по 1934 годы, состояло прежде всего в том, что он, сам в совершенстве владевший академической техникой, ставил ученикам руку профессионального рисовальщика. Так к природным данным юной художницы прибавилось твердое и крепкое владение формой, которое воплотилось в ее живописи, пастели и многочисленной камерной графике. Каждый из ее рисунков – будь то полные обаяния детские портреты, изображения балерин или пейзажные кроки – есть результат серьезного изучения формы, синтезированного с мгновенным броским впечатлением.
В 1936-1937 годах Оранская продолжила свое художественное образование в Московском государственном институте изобразительных искусств – будущем Суриковском. Здесь произошла встреча, быть может, наиболее значительно повлиявшая на ее судьбу, и жизненную, и творческую. Она познакомилась с Аристархом Лентуловым, блистательным живописцем, одним из лидеров и первооткрывателей путей нового русского искусства начала ХХ века. «Лентулов – прекрасный красочный дар,» - писал в 1909 году Александр Бенуа. Увидев работы Оранской, мастер не мог не оценить ее колоризма – того, чем сам обладал сторицей.
К 1930-м годам манера Лентулова существенно изменилась, но палитра его не утратила свежести и интенсивности, а кисть – уверенного мастерства красочного мазка. Почти семилетняя тесная дружба и творческая работа бок о бок с великим мастером сказалась в той свободе и раскованности, которую обрела живопись Оранской с этого времени. Ее кисть «побежала» по холсту, не опасаясь оставлять пропуски грунта, придавать работам характер эскизности, легкой незавершенности, сообщающий образу импрессионистическую мимолетность и насыщенность светом. Фактура ее картин и этюдов ожила, стала богаче и корпуснее, показала свою самостоятельность как мощное средство живописной экспрессии. Такими стали написанные на пленере пейзажи, жанровые сценки и натюрморты художницы, в первую очередь – ее красочные и светоносные букеты цветов. Однако основным и любимым ее жанром, как прежде, так теперь и в будущем, оставался портрет. Оранская писала самых разных людей, представителей интеллектуальной элиты и артистической среды, старых, проживших тяжелую жизнь женщин, молодых девушек и юношей. В этих произведениях ее живописный почерк выглядел более строгим и сдержанным, но динамичная пульсация и многообразие фактуры оставались столь же выразительными.
Несколько исключительно удачных портретных произведений художница создала в трудные годы войны. Среди них – начисто лишенный заказной парадности, психологически емкий портрет летчика-инструктора И.Куца; необыкновенно цельный, гармоничный по цвету и передаче свето-воздушной среды портрет жены Лентулова Марии Петровны. Образ этой замечательной женщины особо удался автору – так же, как удался Лентулову написанный им чуть раньше портрет самой Оранской. «Отец был очень доволен этим портретом, - писала в своих воспоминаниях дочь Лентулова Марианна Аристарховна. – Несмотря на сдержанный зеленый колорит, он кратко написан как единый аккорд и весь проникнут каким-то пафосом оптимизма и жизненной силы.»
В этом трогательном обмене портретами есть символический смысл. Молодая, талантливая художница, у которой все еще было впереди, - лебединая песнь стареющего мэтра – отдала дань уважения замечательной женщине, прошедшей с ним весь жизненный путь, дружески благосклонно относившейся к его симпатии и прощавшей ему маленькие слабости. Пожалуй, никто другой не написал ее, уже поседевшую, просто по-домашнему одетую, с таким теплым чувством и тонкостью передачи характера. В лентуловской работе Оранская изображена в том же трехчетвертном повороте, что и Мария Петровна, она также открыто, не тая эмоций, смотрит на зрителя. Но лицо ее озаряет безмятежно веселая улыбка, будто вступая в противостояние мрачной дате портрета – 1941.
Наряду с портретами современников, существенное место в творчестве Татьяны Оранской занимал автопортрет. Она изображала себя в разные годы. Одну из таких работ художница назвала «Отражением в зеркале», подразумевая, что ставит перед собой задачу объективной фиксации своей внешности. Но автопортреты Оранской были чем-то большим, нежели педантичное воспроизведение собственного облика. Достаточно взглянуть на ее автопортрет «В светлом платке» 1951 года. Прелесть отмеченной критиками перламутровой цветовой гаммы в этой небольшой работе творит особенную романтико-поэтическую среду, в которой пребывает изображение и которая отсылает нас к образцам живописи старых мастеров. В таком ключе решается и облик модели, и сопутствующий ему антураж. Перед нами прекрасная испанка в кружевной мантилье, ее плечи расправлены, голова своевольно повернута к зрителю, взгляд широко раскрытых глаз выражает кипящие в душе пламенные чувства.
Автопортрет Оранской, как и ряд ее станковых произведений, обладает приметами театрализации и благодаря этому сообщает образу дополнительную экспрессию. Театр и сам по себе сыграл в творчестве художнице немалую роль. Марианна Аристарховна Лентулова вспоминала, как тесно сотрудничали ее отец и Татьяна Оранская во время войны, в эвакуации, в холодную, мрачную и голодную зиму 1942 года, работая над постановкой спектакля «Со всяким может случиться» в Ульяновском драматическом театре. Ум, талант и оптимизм – качества молодой художницы, запечатленные в воспоминаниях М.А.Лентуловой.
Еще одной нитью, крепко связывавшей Оранскую с театральным миром, было ее увлечение балетом. Множество рисунков и произведений масляной живописи она посвятила изображению балерин, наследуя в этом блестящим традициям Эдгара Дэга и Зинаиды Серебряковой.
Татьяна Александровна Оранская посвятила творчеству пятьдесят лет своей жизни, работая до последних дней. За эти годы ей сопутствовали и счастливые, и горькие события. Она работала с полной отдачей, дружила с интересными и выдающимися людьми, создала множество произведений, полных эстетического артистизма, вдохновения и поэзии. Но не надо забывать, что на годы ее расцвета пришлась война, что, тесно сдружившись с Лентуловым, она вскоре потеряла его – мастер ушел из жизни весной 1943 года, - что ей не посчастливилось жить в своей семье и иметь детей. Как говорят многие художники и искусствоведы, ее настоящими детьми были картины. Она оставила бесценное наследие, и теперь пришла пора извлечь его из-за кулис незаслуженного забвения, как спрятанное, но надежно сохраненное сокровище извлекают из запертого ларца.
Мария Валяева, кандидат искусствоведения, ветеран Государственной Третьяковской галереи
|
|
|
|
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
25.06.2024
РАСПОРЯЖЕНИЕ о передаче показаний счетчиковЧитать или Скачать
ПОРТФОЛИО для вступающих в ТЖ художниковСкачать
Часы работы Выставочного зала и галереи на Тверской-Ямской, 20:
пн - пт. С 12.00 до 19.00
сб -вс с 10.00 до 17.00
Выставочный план Галереи живописного искусства ТЖ МСХ на 2024 год
(1-ая Тверская–Ямская, 20)
25.12.2023г - 13.01.2024 г – Рождественская выставка
15.01 – 27.01.24г – персональная выставка Стеняевой О.Ю.
29.01 – 10.02.24г – персональная выставка Помелова Ф.В.
12.02 – 24.02.24г – персональная вставка Ткаченко И.П.
26.02 – 09.03.24г – групповая выставка: Атоян , Балаян, Ованесов, Сафарян, Таждинов.
11.03 – 23.03.24г – выставка творческого наследия Затуловской Р.С., к 100-летию со дня рождения
25.03 – 06.04.24г – «Портрет». Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Кураторы выставки: Иванов А.Н., Стекольщиков А.В., Лотова В.
08.04 – 20.04.24г – персональная выставка Окиташвили В.Ш.
22.04 – 04.05.24г - персональная выставка Стрелкова Д.П.
06.05 -18.05.24г – выставка творческого наследия Толстого О.В.
20.05 – 01.06.24г – персональная выставка Рыбниковой О.Н.
03.06 – 15.06.24г – персональная выставка Моисеева Е.И.
17.06 – 29.06.24г- выставка Фролова П.С. и творческого наследия семьи: Фролова Л.П., Толкач П.Н., Шибанова Е.П.
01.07 – 24.08.24г – Летняя выставка. Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Куратор выставки Грошев П.И.
26.08 – 14.09.24г – выставка ко Дню города. Кураторы выставки: Попков Ю.Н., Андрианов А.В.
РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать
СКИДКА НА ОФОРМЛЕНИЕ В БАГЕТ 20%.
Выполняем работы любой сложности.
Ждем Вас в салоне, по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, 20
Галерея живописного искусства, 0-й этаж.
Скидка действует при предъявление Членского билета Московского союза художников.
Скидка не суммируется с другими скидками, программами и акциями.
тел.: 8 906 732 24 18.
Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны»
Смотреть
ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:
"Мир детства". ЦДХ
"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20
"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11
Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20
Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20
ВИДЕОСЮЖЕТЫ:
Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012
Видеорепортажи с наших выставок
СТАТЬИ:
Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...
Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 300 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.
Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...
Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников,
Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)
Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25
10.10.2024
В Кириллов привезут картины Валентины Диффинэ-Кристи // Мир
Более 60 произведений автора-импрессиониста Валентины Диффинэ-Кристи представят публике 16 октября в выставочном комплексе Кирилло-Белозерского музея-заповедника
далее
10.10.2024
Диффинэ-Кристи Валентина Михайловна // Каталог
Родилась в Москве в 1910 году. 1937 - Окончила Московское художественное училище «Памяти 1905 года». 1946 - Окончила Московский художественный институт им. Сурикова
далее
|
ОПРОС |
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
|
ПОДПИСКА |
Ваш e-mail:
|
ССЫЛКИ |
|