|
«Художник Попов Алексей Васильевич» статья Е.Лисенковой Творчество художника Алексея Васильевича Попова, хорошо известного по выставкам 1950-х начала 1970-х годов, сегодня, спустя 30 лет после его кончины, вновь открылось зрителю на его первой персональной выставке, состоявшейся в июле 2005 г. У него практически не осталось архивов: ни писем, ни дневников с воспоминаниями. О его биографии и общественной деятельности мы можем судить лишь по сухим данным сохранившихся документов. Однако, в искусствоведческой литературе накопилось много материалов, восстанавливающих коллективный портрет этого поколения. Сегодня многие из них, даже те, кто жили в разных городах, учились в разных вузах, часто не знакомые друг с другом, нам видятся единомышленниками. Ольга Ройтенберг, посвятившая этому поколению труд своей жизни, писала: «Вошли они в жизнь, в искусство окрыленно и дерзко. С особым ощущением сопричастности делам и дням страны. С нравственным максимализмом, при котором без высоких слов живут по высокой мерке самоотдачи, доверчиво высказывая свою любовь и свое лирическое чувство, что и предрешило схожую участь светлых, горячих людей, начало творческих биографий которых оказалось звездным мгновением. Сегодня эти источники правды, идеализма и мужества живительны».(1) Алексей Васильевич Попов родился 18 октября 1900 года в селе Мордово Муравлянского района Рязанской губернии в семье крестьян. С 1918 по 1922 год в составе 146-го стрелкового полка он защищал Советскую республику. В это время формируется активная жизненная и творческая позиция будущего художника. Идеализм этого поколения был беспрецедентным. Сегодня он кажется тем более удивительным, потому что реализовался в максимально «неподходящих» для этого условиях голода, холода, разрухи. Как у крестьянского парня Алексея Попова, с18-ти лет защищавшего с оружием в руках Советскую власть, впервые возник интерес к искусству нам не известно. Художник Евгений Окс, живший в 1919 г. в Одессе, о настроениях творческой молодежи того времени писал: «Мы верили в близкое, чудесное будущее. Например, в близость мировой революции, всеобщее братство – в течение этого, максимум – еще одного года. В полную справедливость и доброе начало нового, счастливого строя, наконец-то прочно освободившего от деникинцев весь юг России. Мы голодали, но были веселы, пьянели от любой еды, но еще более – от стихов, от репродукций картин, от хорошей книги, от предчувствия близкой любви». (2) Насколько силен был порыв к занятиям искусства у красноармейца Алексея Попова можно судить по тому, что не имея в детстве и юности учителей ( откуда они могли быть в деревне, где прошло детство художника, и когда было учиться ему фронтовику в юности) тем не менее в 1922 году он поступил в Киевский Государственный Художественный Институт на факультет живописи, в класс профессора Ф.Г.Кричевского. В 1928 он окончил институт, получив специальность художника живописи. Занятия искусством еще в студенческие годы у Попова было неразрывно связано со строительством новой жизни. Демобилизовавшись из Красной армии, он навсегда остался на передовой культурного строительства. В 1927 г. еще в составе группы студентов под руководством Кричевского Алексей принял участие в изготовлении декораций для клубов Макеевского Металлургического завода. А в 1928-1930 г. он постоянно находится в командировках от Ассоциации Художников Червонной Украины (АХЧУ) в городах и селах Украины занимаясь оформлением клубов, агитплакатами, декорациями (Харьков –Дворец Труда, Енакиево –Дворец Культуры им. ЦКСГ и др.), пишет портреты для выставок «Соцiалiстичний наступ». В эти же годы он стал участником двух Всеукраинских выставок . На них была представлена его картина “В прокатном цехе”, портреты тружеников. 1941 год – опять война, и вновь Алексей Васильевич ушел на фронт воевать. В 1943 году он получил тяжелые ранения. Но и на войне в перерывах между боями и в госпиталях он рисовал. В семье бережно хранились его рисунки военных лет. Карандаш метко, на века запечатлел спящих женщин на рисунке «Минутный отдых на трудовом фронте по очистке фронтовых дорог в Тульской области». Хроническое недосыпание приводило к тому, что мгновенно засыпали на том месте, где был объявлен хотя бы минутный перерыв. У Алексея Васильевича не было картин о войне. А ведь у него был такой богатый фактический материал. Его рисунки никогда не перерастали в картину. Правда о войне в них была настолько самодостаточна, что рисунки как будто сопротивлялись тому, чтобы быть лишь подсобным материалом для будущих картин. После окончания войны жизнь страны возвращалась в мирное русло. Алексей Васильевич активно включился в жизнь Московского Союза художников. Он был человек общительный, редких душевных качеств – так о нем отзывались и недолго знавшие его люди, и его родные и близкие, а они, как известно, судьи самые строгие. Алексей Васильевич был по своей природе общественный деятель. Таких как он людей в те годы называли правдолюбами. У него была высокая планка в требованиях к себе и к окружающим. К нему обращались с самыми разными просьбами люди разных возрастов и специальностей. И всех он внимательно выслушивал, всегда находил общий язык в разговоре и делал все максимально от него зависящее, чтобы помочь. Работе Алексей Васильевич отдавался безраздельно. Как рассказывает дочь Ольга, отец обычно брал в мастерскую пищу, но часто с ней возвращался домой, он просто забывал поесть... Творческая судьба Алексея Попова сложилась внешне более благополучно, чем у многих искренних художников его поколения. Участь их часто была трагична. О самом существовании многих из них мы стали узнавать лишь с конца 1960- тых. Алексей Васильевич, на первый взгляд, органично вписался в художественную жизнь Московского Союза. Социальный заказ советского правительства требовал от художников пластического воплощения строящегося на глазах советского народа земного рая, в котором «с каждым днем все радостнее жить». Художник, прошедший дорогами гражданской и второй мировой войны, получивший тяжелые ранения, знал тяготы жизни не понаслышке. Но, тем не менее, он долгие годы верил в возможность социальной справедливости. Он верил, что выявленное и обличенное общественным сознанием зло будет обязательно искоренено. Однако, с годами его жизненный опыт этого не подтвердил. Возможно, поэтому так выразителен его автопортрет, написанный в последние годы жизни. В нем запечатлелись одновременно окрыленность и дерзновение дней его молодости, горечь и разочарования последних лет. Алексей Васильевич постоянно общался со своей деревенской родней в Рязанской области. Его жена была из легендарной деревни Бородино, куда он также часто приезжал. Чудом сохранилась его картина 1930-тых гг. «Колхозная свадьба в Рязанской области». Сегодня такой порыв, в котором как в вихре танцуют на свадьбе уже невозможно увидеть. Он даже кажется творческим преувеличением. Но до войны действительно еще жива была традиция, доставали из сундуков наряды и в них отплясывали на свадьбах. Тяжелый крестьянский труд по будням требовал такого рода отдушины как праздник. «Праздник труда в Подмосковном угольном бассейне» 1950-х годов - другая работа тех лет. Композиции такой работы не только плод сочинения художника, умело выполненный социальный заказ. Немало таких праздников он оформил в Домах культуры. Как интересно было бы сегодня увидеть эти не сохранившиеся работы. Родная деревня Алексея Васильевича была на границе Рязанской и Тамбовской областей. Его «Крестьянки в национальных костюмах» не взяли напрокат эту одежду в фольклорном ансамбле Дома культуры. Они в костюмах, которые носили их матери, бабушки, они сшиты их руками. Легко представить, каким праздником для глаза художника было дивное узорочье этих одежд. Как метко передано человеческое достоинство крестьянок. Сегодня, те, кто сталкивается с деревенскими жителями, знают, как нестерпимо порой режет ухо мат, на котором уже не ругаются, а просто говорят. В наши дни русская деревня вымирает физически и морально. Но их отцы и деды - крестьяне в годы войны принявшие на себя основные ее тяготы. Мужики – на фронте, а женщины и дети заменили их на поле. Их общий вклад в победу трудно переоценить. Держались эти люди просто, с достоинством, в общении они были очень вежливы. Как вспоминают дочери художника, такое воспитание, дававшее им нравственный стержень, передавалось из поколения в поколение. В семье отца все были люди верующие. В деревни, где вырос отец, не то что мат отсутствовал, даже слово «черт» произносить было запрещено, его заменяли словом «игрец». Когда в деревне разрушили церковь, все стали ездить в ближайший храм в Тамбовской области. Художник часто ездил то в деревню на свою родину, то в знаменитую деревню Бородино, родом из которой была его жена. Пейзажная живопись занимает одно из ведущих мест в творчестве Попова. В ней часто запечатлена панорама с необозримым горизонтом, его герои обозревают эти просторы, через них переданы любовь и чувство гордости за свою Родину. Широка страна моя родная Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек. Слова этой столь популярной в те годы песни могли бы стать эпиграфом ко многим работам художника: «Утро на озере», «Табун на пастбище», «Бородинское поле. Шевардино». Работа «Колхозный пастух», где на первом плане крестьянин смотрит вдаль – определенный социальный заказ. Конечно, не мог не знать Алексей Васильевич, что пастух, вдыхавший воздух полей родной земли, был лишь условно вольным человеком. Паспорт колхозникам в послевоенные годы не выдавали, да и денег тоже. Трудились за «палочки», так назывались черточки, которыми отмечались трудодни в колхозных ведомостях. Но пейзажи с такими необозримыми далями писались не только по заказу партии. В них есть искренность, социальный заказ в данном случае совпадал с потребностью души художника верить в светлое будущее. От зоркого глаза мастера ничего не ускользало. В творчестве Алексея Васильевича сосуществуют два противоположных полюса – один социальный заказ, непременным условием которого были составляющая, позднее названная «лакировкой действительности», а другой - правда жизненного опыта самого художника. Картина «Семья Соломатиных», выполненная в 1960 -тые годы -типична для заказных работ того времени. В ней представлена большая, дружная крестьянская семья, где младшие уважают старших. В этой семье еще не был разрушен вековой уклад. Но если в самой композиции работы есть определенная искусственность, то какой подлинностью веет от этюдов к этой картине. Сохранился портрет хозяйки дома, названный - «Старейшая колхозница П.А.Соломатина». Особенно в нем выразительны как у «Едоков картофеля» Ван-Гога, ее натруженные руки. Сам художник вырос в большой семье. Несмотря на свою занятость, он много времени уделял общению с детьми. Третьяковская галерея была излюбленным местом, куда он по выходным дням водил детей. Вечером ждали, когда придет отец, ели все вместе. Алексей Васильевич много читал вслух для всей семьи. На игрушки денег не хватало, но не беда. Оказавшись в Крыму, где художник был в доме творчества, на радость детей привез целую коробку гальки. Алексей Васильевич был замечательным мужем и отцом. Но если бы мне не довелось об этом узнать от дочери Ольги, то об этом можно было легко догадаться, увидев портрет жены художника, выполненный в 1936 году. После пожара в 1953 году, в котором погибли почти все его работы, эта работа чудом уцелела. Судьба его жены была во многим типична для девушек 1930-х годов. Она получила рабфаковское образование, у нее был ангельский характер. Запечатлеть красивое лицо молодой женщины художнику, ученику замечательного педагога Ф.Кричевского, возможно, и не составляло большого труда. Но сделать ее лицо столь трогательно близким и дорогим для зрителя, отобразить цветом и композицией дух времени 1930-х годов – это по силам лишь любящему сердцу и замечательному мастеру. Героиню своей картины «Портрет колхозницы Клавдии Ивановны Ворониной» художник знал всю жизнь. Она работала, как все в колхозе, с утра до ночи, а в лихолетье, когда в хозяйстве не оставалось лошади, и в плуг впрягалась. Какими были эти женщины, они выжили, как удержали на своих плечах тыл и послевоенные годы, – это, запечатленная кистью художника, летопись послевоенных лет. Как точно переданы в картине «Вдова» (1970 год) ее дорогие черты и выражение лица столь характерного для целого поколения, и так трогателен темно-синий платочек, которым покрыта ее голова. В деревнях не было семьи, куда бы не пришла похоронка. Цветного, яркого пережившие войну женщины больше не надевали, до конца жизни они ходили в трауре. Ведь у каждой из них - муж, брат или дорогой сыночек не вернулся домой. Но даже в своем горе они были скромно-тихими. У них и платочки были не черными, а темно-синими, чтобы никого своим горем не задеть, и лишь на церковный праздник они одевали беленький. К счастью, в отличие от молодежи и детей, они не отказывались позировать художнику. В свое время поколение художников-шестидесятников выступило с протестом против заказа на изображение счастливой жизни советского народа, столь далекого от этого состояния в реальной жизни. Их творчество было названо «суровым стилем». Работы Алексея Васильевича казалось в те годы не принадлежали этому течению. Но сегодня понятно, что «суровый стиль» Алексея Васильевича был столь органичен, что даже в свое время таковым не воспринимался. Он не бросал вызов обществу, как был ненавязчив символикой траура платочек вдов на его портретах. Несмотря на то, что Алексей Васильевич получил художественное образование в Киеве, его живопись, в основных своих проявлениях – колорите, композиции принадлежит к московской школе живописи, которая вобрала в себя и академический подход к завершенности композиции, вспомним «Свадьбу в Рязанской области», и передвижническую любовь к жизни трудового народа ( Портреты крестьянок в национальных русских костюмах), и достижения пленерной живописи импрессионистов (работа «Вид из окна» 1960-х годов). Однако, с годами у Алексея Васильевича все больше стало появляться работ, в которых он решал чисто художественные задачи. По всей вероятности, художник все меньше находил положительных героев в жизни. Из его работ последних лет исчезает человек. Непреходящая красота природы, будь то пейзаж или букет полевых цветов, все чаще становилась лейтмотивом его творчества. Алексей Васильевич готовился отметить свое 75-летие персональной выставкой. Он был полон творческих планов, но судьба распорядилась по иному. Вернувшись вечером из мастерской, он посмотрел по телевизору фильм «Ижорский батальон», разволновался. Его раздражала опереточная война в картинах послевоенных лет, однако, и честные фильмы о ней он так же с трудом воспринимал: включались тяжелейшие воспоминания. Немного успокоившись, он сказал «Я, пожалуй, пойду немного поработаю» – и это были его последние слова. Они были символичны - труд был основным содержанием его жизни. Для родных кончина отца была ударом, от которого они, вопреки поговорке, «незаменимых нет», по существу, не опомнились. С его смертью исчезла опора их семьи, ушел человек героической эпохи. Знакомясь с творчеством замечательного художника А.В.Попова, разглядывая лица его героев, мы видим их характерные черты: мужество, стойкость, веру в светлое будущее. Сегодня они становятся для нас моральной опорой, без которой нет преемственности поколений. Без заветов поколения, победившего в Великой Отечественой Войне, мы не сможем сегодня обеспечить независимость и процветание нашей Родины.
Искусствовед Елена Лисенкова.
Примечания 1.Ольга Ройтенберг. Неужели кто-то вспомнил, что мы были…Издательство «Галарт» 2004, стр.24 2.Евгенпий Окс. Клуб поэтов. Клуб живописцев. Альманах изобразительного искусства. №1, осень 1998. Стр. 64 С официального сайта Московского товарищества живописцев.
|
|
|
|
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
25.06.2024
РАСПОРЯЖЕНИЕ о передаче показаний счетчиковЧитать или Скачать
ПОРТФОЛИО для вступающих в ТЖ художниковСкачать
Часы работы Выставочного зала и галереи на Тверской-Ямской, 20:
пн - пт. С 12.00 до 19.00
сб -вс с 10.00 до 17.00
Выставочный план Галереи живописного искусства ТЖ МСХ на 2024 год
(1-ая Тверская–Ямская, 20)
25.12.2023г - 13.01.2024 г – Рождественская выставка
15.01 – 27.01.24г – персональная выставка Стеняевой О.Ю.
29.01 – 10.02.24г – персональная выставка Помелова Ф.В.
12.02 – 24.02.24г – персональная вставка Ткаченко И.П.
26.02 – 09.03.24г – групповая выставка: Атоян , Балаян, Ованесов, Сафарян, Таждинов.
11.03 – 23.03.24г – выставка творческого наследия Затуловской Р.С., к 100-летию со дня рождения
25.03 – 06.04.24г – «Портрет». Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Кураторы выставки: Иванов А.Н., Стекольщиков А.В., Лотова В.
08.04 – 20.04.24г – персональная выставка Окиташвили В.Ш.
22.04 – 04.05.24г - персональная выставка Стрелкова Д.П.
06.05 -18.05.24г – выставка творческого наследия Толстого О.В.
20.05 – 01.06.24г – персональная выставка Рыбниковой О.Н.
03.06 – 15.06.24г – персональная выставка Моисеева Е.И.
17.06 – 29.06.24г- выставка Фролова П.С. и творческого наследия семьи: Фролова Л.П., Толкач П.Н., Шибанова Е.П.
01.07 – 24.08.24г – Летняя выставка. Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Куратор выставки Грошев П.И.
26.08 – 14.09.24г – выставка ко Дню города. Кураторы выставки: Попков Ю.Н., Андрианов А.В.
РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать
СКИДКА НА ОФОРМЛЕНИЕ В БАГЕТ 20%.
Выполняем работы любой сложности.
Ждем Вас в салоне, по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, 20
Галерея живописного искусства, 0-й этаж.
Скидка действует при предъявление Членского билета Московского союза художников.
Скидка не суммируется с другими скидками, программами и акциями.
тел.: 8 906 732 24 18.
Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны»
Смотреть
ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:
"Мир детства". ЦДХ
"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20
"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11
Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20
Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20
ВИДЕОСЮЖЕТЫ:
Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012
Видеорепортажи с наших выставок
СТАТЬИ:
Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...
Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 300 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.
Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...
Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников,
Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)
Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25
30.09.2024
Мария Наумова. «Луч света» // Москва
С 14 по 26 октября 2024 года в Галерее живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, 20 будет идти выставка Марии Наумовой "Луч света". Зритель, впервые посетивший
далее
07.10.2024
Зуев Сергей Владимирович (Sergey Zuev) // Каталог
Член Московского Союза Художников. Участник российских и международных выставок, в том числе персональных выставок в Центральном доме художника, Брянском областном
далее
|
ОПРОС |
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
|
ПОДПИСКА |
Ваш e-mail:
|
ССЫЛКИ |
|