НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


КОHТАКТ

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Наша страница на facebook

Московские живописцы на FB

Содружество художников МСХ на facebook

Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:

















Московские Живописцы



Юбилейная выставка Татьяны Евгеньевны Ивановой


17— 30 сентября 2018 г.

17 сентября 2018 года в Галерее живописного искусства на 1 Тверской-Ямской, 20 состоится открытие выставки московского живописца Татьяны Евгеньевны Ивановой, посвященной ее 80-летнему юбилею. Период творчества художника пришелся на развитой социализм, переломный период начала 1990-х, а также наш ХХI век. В Китае — нарождающейся сверхдержаве — работают институты, где с пристальным вниманием изучается наш опыт во всех областях этого периода. Организация художественной жизни в СССР и ее результаты принадлежит к числу выдающихся достижений нашей страны и мировой культуры. Мы не осознали успехов советского периода, и в 1990-е это обернулось для нас трагедией. Творческая судьба юбиляра – один из примеров этого опыта, который мало изучен, недооценен.

Т. Е. Иванова выросла в семье известного авиаконструктора Е. А. Иванова, работавшего вместе с П. О. Сухим, а после его смерти возглавившего КБ его имени. Татьяна пошла по стопам отца и в 1962 году окончила МАИ, начала работать фирме П.О. Сухого, училась в аспирантуре, занималась проблемами полета, работа была ей очень интересна. Еще студенткой МАИ Татьяна Евгеньевна по зову души около трех лет занималась в изостудии Дома Ученых АН СССР у замечательных художников — С. С. Посконина и И. Ф. Аристовой. Организация изостудий при самых разных организациях была большим достижением советского периода. Посетив однажды День открытых дверей МГХИ им. В. И. Сурикова, Татьяна принимает решение туда поступать. К счастью, ее родители с пониманием отнеслись к ее решению, а так же и ее муж — Ю. Н. Пугачев, будущий профессор МАИ, который всю жизнь поддерживает ее в этом призвании. Она поступила в институт, училась у Г. Королева, В. Гаврилова, Д. Мочальского, брала консультации у В. В. Почиталова. Сама возможность поменять «серьезную» профессию на творческую — было немалым достижением нашего социального строя.

Будучи студенткой суриковского института, она впервые приняла участие в молодежной выставке в 1971 году работой «Киржач. Дом прадеда». Поколения молодых, с которым вышла в искусство Татьяна Евгеньевна, неожиданно от взгляда общества в будущее, характерное для советского периода, обратили взор к эпохам мировой культуры. Т. Е. Иванова, вполне в духе времени, обратилась к прошлому, но не к экзотике ушедших цивилизаций, а к родным истокам. Прадед Татьяны по матери, К. Н. Красовский — сын священника, ушел «учиться на врача». Став врачом, всегда выезжал к больному по первому зову. За свои профессиональные качества и высокий нравственный уровень он был очень уважаемым человеком в городе. Для своей большой семьи он построил дом. Его и запечатлела Татьяна в своей работе. Ничем не примечательный, такой родной «из детства» двор, зеленоватые ворота, и угол дома с белокаменным первым и деревянным вторым этажом, каких было сотни тысяч в дореволюционной русской провинции. В нравственном отношении Татьяна Евгеньевна уже сформировалась человеком с идеалами в лучших традициях русской культуры. В плане традиции это была линия, идущая от саврасовских «Грачей...», показанных ровно сто лет тому назад. Та же щемящая неприхотливость сюжета из русской природы и быта, любовь ко времени года, когда листва не закрывает небо. За этой простотой, отсутствием внешних эффектов, стоит высокий профессионализм. Неслучайно у нее появилась привязанность к серой гамме. Не все художники и особенно зрители ее любят, но для Т. Е. Ивановой серая гамма во всех ее оттенках и цветовых дополнениях — самое сокровенное в живописи в тот период. Возможно, кому-то в ее работах не хватало солнечного света. Но в те времена одним из самых страшных обвинений был даже небольшой налет салонности, которая, как правило, предпочитает эффектный колорит. Художник пишет Москву, ее центр, Левшинский переулок, где она прожила более 35 лет. Ей чуждо отношение к Москве, характерное для тех, у кого существует лишь старая, «казаковская» Москва, а все остальное — чужеродное наслоение. Она пишет родной город таким, каким он складывался веками, с характерными историческими наслоениями, некоторой эклектичностью советского периода. И потому столица в ее работах так ностальгически дорога тем, кто помнит ее облик в ХХ веке.

Каково было отношение автора к диктату коммунистической партии? Т. Е. Иванова говорит, что она его не чувствовала. Назревавший идеологический вакуум, который станет одной из причин развала СССР, в начале 1970-х способствовал расцвету живописи. В этот период возможность постановки сугубо живописно-эстетических задач, которые могут быть оценены сравнительно узким кругом зрителей, как правило, художников-профессионалов, и позволяла система Союза художников. Но как же много было в те годы разговоров в необходимости художественного рынка, который наивно представлялся как обеспеченная группа разбирающихся в живописи знатоков, готовых закупать работы членов Союза.

Когда у художника возникла проблема заработка, ей была предоставлена возможность выполнять заказы в комбинате. Многими он воспринимался как обязательная и обременительная дань государству. Однако Т. Е. Иванова вспоминает, что была возможность выбора: не хочешь портреты вождей — пиши Героев труда, не можешь ездить в командировки — пиши цветы, натюрморты, не любишь последние — выбирай работу над сказкой. Татьяна Евгеньевна выбирала натюрморты с рыбой. Это был заказ, от которого почти все отказывались, но ей нравилось их писать, выполнение не было для нее трудоемким, а заработок вполне удовлетворял потребности художника, и позволял затем свободно работать. В МОСХе, членом которого она стала в 1976 году, существовала система Комиссий, предоставлявшая возможность художникам писать этюды в разных трудовых коллективах. Эта работа так же была для автора по-своему интересной. Она выбрала Производственную Комиссию, что давало ей возможность писать старейший в стране вагоноремонтный завод — СВАРЗ. Художник сделала там портрет рабочего — «Бригадир», на котором изображен русский богатырь, силач, добряк, о котором говорят, что мухи не обидит и при этом очень скромный человек. На ее предложение позировать ему, он с полуслова согласился. Т. Иванова писала субботники, на которых изображала пустое заводское помещение. Отсутствие рабочего люда, носителя былого энтузиазма, был уже очень тревожным сигналом, однако работы выставлялись. В те времена невозможно было представить, что эта тема, спустя пару десятков лет станет предметом ажиотажа и спекуляций перекупщиков. В творчестве художника чувствовались отголоски «сурового стиля». Она любила людей мужественных профессий, с которыми ей в жизни проходилось общаться благодаря ее «авиационным корням». Замечательны ее портреты летчиков- испытателей В. С. Ильюшина, В. К. Коккинаки. В жизни Татьяне Евгеньевне везло на встречи с замечательными людьми. И таким очередным везением была ее единственная поездка на север под Североморск, организованная родственником мужа. Север, представший перед ее глазами, навсегда ее покорил. Необыкновенно чистый воздух, прозрачная вода, когда виден каждый камешек на дне, покрытые лишайником горы, небеса с тяжелыми облаками. Все суровое, в ее любимой серой гамме с бесконечным количеством оттенков, тонов. Это была закрытая зона, там стояли воинские морские части. Она писала пейзажи, выполнила работу «Североморцы. Оленья губа» (1982) — групповой портрет моряков, такой органичный на фоне северной природы. Они представлены лучшими в мире воинами.

С 1980 года у Татьяны Евгеньевны начались поездки в Крым, в селенье Рыбачье. Художник приезжала туда в апреле, когда там еще не ступала нога туриста нового сезона. Полуостров представал перед ней и отражался в ее работах все тем же краем земли, только по другую сторону от севера. Обращают внимание натюрморты художника, чрезвычайно простые, и именно этой простой неожиданные. В натюрморте «Свекла» на доске лежит эти суровые корнеплоды с длинными хвостами, не оживленные ни единым листиком зелени. Таков же натюрморт с чесноком. Только любящий землю человек может с таким чувством написать эти плоды земли. Сегодня, когда поездки становится трудно осуществлять, основной темой у художника остаются цветы, натюрморты. В них — все та же тяга к простоте. Художник не любит цветы, которые вручаются на юбилеях, на длинных ножках, все одинаковые, как из инкубатора, и предпочитает полевые, ею самой собранные. И в этом простом мотиве, где серая гамма прежних лет дополнена многообразием поисков цвета и света, она ставит задачу средствами живописи передать вселенскую гармонию.

Мы живем в эпоху, отличную от той, в которой сформировалась Т. Е. Иванова. Однако, художник ни в чем не отказался от идеалов своей молодости. Каждому поколению присуще свое живописное видение. Но на современных выставках МСХ, количество которых возрастает, нет пропасти между периодами до и после 1991 года. На них преобладают работы, в которых все так же главное — постановка сугубо художественных задач, интерес к своим корням, — только усиливается. Творчество Татьяны Евгеньевны Ивановой с ее неброской и такой настоящей живописью — одно из тех оснований, благодаря которому мы сегодня остаемся одной их лучших школ мировой живописи.


Елена Лисенкова







Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
30.11.2018
Выставочный зал РОО "Товарищества живописцев МСХ" на 1-й Тверской-Ямской, 20 работает в будни и в выходные дни. Часы работы Выставочного зала и галереи: пн.-пт. с 10.00 до 19.00 сб.-вс. с 10.00 до 17.00
+7(499)251-51-08

ВЫСТАВКОМ на Рождественскую выставку Уважаемые художники, дорогие друзья! 23 декабря с 11.00 до 13.00 в выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20, состоится отбор произведений к Рождественской выставке. Тема выставки - РОЖДЕСТВО и НОВЫЙ ГОД. Приглашаем на выставком. Дата открытия будет объявлена на выставкоме. Правление ТЖМСХ.

ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:


"Мир детства". ЦДХ

"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20

"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11

Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20

Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20

ВИДЕОСЮЖЕТЫ:


Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube

Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012

Видеорепортажи с наших выставок

СТАТЬИ:


Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:


Объявление В связи с изменением сроков подачи выставочных планов на 2020 год, принятых на заседании Правления РОО «ТЖМСХ» № 10 от 15.10.2018, просим обратить внимание желающих провести выставки своих работ в залах МСХ в 2020 году на следующие изменения.Читать далее...

Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 200 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Издательство Живопись-Инфо собирает материалы для издания томов энциклопедии. 1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25


06.12.2018
Татьяна Ипатенко "Творческие работы" // Москва
С 10 по 22 декабря 2018 года в выставочном зале Товарищества живописцев Московского союза художников на 1-й Тверской-Ямской, 20 состоится персональная выставка Татьяны… далее

30.11.2018
Глухова Ирина Максимовна (Irina Gluhova) // Каталог
Академик Российской академии художеств, 

Заслуженный художник, Член Московского Союза художников, 
Член ВТОО «Союз художников России»&#8232… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Тел.: +7(903)7306465 | Написать письмо