НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


КОHТАКТ

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Наша страница на facebook

Московские живописцы на FB

Содружество художников МСХ на facebook

Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:


















Московские Живописцы



Статья Юрия СКУБКО "Восток и Африка в творчестве московского художника К 95-летию Сергея Михайловича Скубко (1922–2007)


Мой отец, Сергей Михайлович Скубко, родился в 1922 году в казачьем селе Сташевка на самой китайской границе, в тогда ещё Дальневосточной Республике, накануне её включения в РСФСР и СССР. Сформировался он, как художник уже в послевоенной Москве, куда приехал учиться в 1945 году. Окончил МГХИ им. Сурикова в 1951 году и с тех пор работал как профессиональный художник­живописец. Моя мама, Людмила Карпас, училась там же. В 1947 году они познакомились и в 1948­м поженились. Суриковский институт давал молодым художникам хорошую школу реалистического мастерства, сохраняя преемственность с великой русской культурой золотого и серебряного веков. Наряду с верностью и точностью рисунка, московская школа живописи отличалась высокими требованиями к мастерству колориста. Студенты по несколько месяцев в году работали на пленэре на крымской базе института в Козах под руководством замечательного педагога Василия Почиталова, позднее отстранённого от работы за «формализм». Постигать «музыку цвета» моей будущей матери в те годы очень помогли частные уроки у легендарного живописца Роберта Фалька, творившего в традициях русского «Бубнового валета» начала века и французского импрессионизма.

Член МОСХ РСФСР с 1954 года, участник выставок с 1952­го, крепкий профессионал и мастер своего дела, Сергей Скубко был представителем московской школы реалистической живописи. Писал, как правило, с натуры, хотя неизбежные заказы на портреты вождей и «классиков» приходилось выполнять по фотографиям, приглашая, чтобы «вдохнуть в них жизнь», натурщиков. Вспоминаю, как в дни юности я долго позировал отцу в толстовке «под Горького» для картины «Ленин и Горький в Горках».

Несколько лет работы в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы (УДН, будущий РУДН), где в начале 60­х годов прошлого века отец был художественным руководителем клуба и преподавал рисунок и живопись, позволили ему найти новые интересные модели для своего творчества и написать серию портретов студентов из стран Африки, Азии и Латинской Америки.

Отец легко находил общий язык со студентами, и те охотно соглашались позировать, тем более, что плохой русский не был для них препятствием – отец свободно говорил на английском, который выучил самостоятельно ещё в довоенном Владивостоке. В те месяцы и годы Сергей Михайлович выполнил множество рисунков, этюдов, портретов маслом, отразивших очарование новым для него миром и стремление к реалистической достоверности. Вообще замечу, что продвинутое Советским Союзом ускоренное освобождение от колониализма особого счастья народам Востока и Африки не принесло, и сегодня многие миллионы недовольных своей судьбой беженцев и мигрантов не только из «горячих точек» Ближнего Востока, но и из глубин «чёрного континента», рвутся оттуда незваными гостями в бывшие метрополии и вообще туда, где хорошо жить.

Привожу некоторые наиболее удачные, на мой взгляд, портреты студентов из освобождавшегося «третьего мира». Глядя на эти вдумчивые, интеллигентные лица, понимаешь, что в этом московском вузе действительно готовили интеллектуальную элиту Африки и не только. Им бы подольше поучиться…

От работ моей матери, очень талантливого портретиста и рисовальщика, эти полотна Сергея Скубко отличает, среди прочего, более крепкая и жёсткая, мужская «хватка», где меньше лирики и больше «жизненного металла». Больше воли и экспрессивности, но погрубее цветовая гамма, меньше чуткости к душевным нюансам. Хотя, в глазах юноши из Индонезии, как мне кажется, отец хорошо «учуял» затаённую грусть и предчувствие беды. Почти весь их выпуск, вернувшийся домой, расстреляют после свержения в 1965 году друга СССР президента Сукарно, который был богатым коллекционером картин и покровительствовал, в частности, русскому эмигранту, художнику Владимиру Третчикову, «застрявшему» в тех краях в годы войны и японской оккупации.

Кормившие мастеров жанра заказы Комбината живописного искусства создавали материальную базу для творчества (не очень задавленного цензурой в послесталинский период), включая создание настоящих шедевров. Сегодня обнищавшие и вынужденно торгующие рекламно­коммерческой продукцией творцы с ностальгией вспоминают разрушенную в 1990­е годы систему государственной поддержки искусства в СССР. С поездками же за границу было сложнее. Отца приглашали в Африку и в Индию, но он, не очень­то веривший в то, что его, сына раскулаченного и репрессированного казака Михаила Скубко, героя Первой мировой, куда­либо выпустят, реализовывал свою тягу к путешествиям на просторах нашей необъятной державы. Особенно любил ездить в Среднюю Азию, где обычно останавливался в Сариассие, близ Душанбе, у своего друга, художника Ивана Хрипченко. Хива, Самарканд, Бухара, кишлаки и горы Памира появляются в работах Сергея Михайловича не менее часто, чем города и природа нашей средней полосы. К таким живым и ярким пейзажам относится, например, «Сангардак».

В коллекции работ Людмилы Львовны Скубко­Карпас тоже присутствует карандашный портрет мальчика с негроидными чертами лица («Поль»). Согласно домашним воспоминаниям, это один из немалого числа «детей фестиваля 1957 года», когда доверчивые русские «снегурочки» таяли в объятиях горячих африканских парней из освободившегося «чёрного континента», не особенно задумываясь о том, что «шутки шутками, но могут быть и дети». Вот и Поль был отправлен «подальше от глаз», в коррекционную школу­интернат для отстающих детей, располагавшуюся в Серебряном переулке Старого Арбата недалеко от нашего дома, где Людмила Львовна часто находила очаровательные детские модели для своего творчества.

Детские образы в рисунках Л. Скубко­Карпас – это феномен, родившийся благодаря совпадению чутья материнского и чутья художественного. Она обладала редким даром проникать в душу ребёнка, видеть сущность его характера...

Глубокий, окрашенный романтикой реализм, любовь к людям и сопереживание, одухотворённость и высокое мастерство – вот что, на мой взгляд и по мнению писавших об их творчестве арт­критиков, отличает художественное наследие моих родителей, воплощённое, в частности, в портретах студентов из развивающихся стран кисти Сергея Скубко.

И ещё. Служители высокого искусства, никогда не гнавшиеся за переменчивой модой, работавшие всю жизнь в реалистическом ключе и писавшие с натуры, мои «несовременные» родители, искавшие и находившие великую гармонию формы и цвета в природе и человеке как венце творения, сегодня, когда «караван поворачивается», вновь оказываются в восходящем художественном тренде. Мир вступает в другую эпоху (условно обозначим её возвращением к традиционным ценностям) и явно устал от десятилетиями бушевавшей в искусстве вакханалии разрушения гармонии и реалистической формы, расчеловечивания человека, смакования всяческой патологии, надрыва и распада, глумления над святынями и здоровыми нравственными основами бытия, и вновь обращается к чистым, казалось бы, заброшенным и утраченным истокам настоящего реалистического мастерства и созидания в свободном поиске путей к совершенству.

Юрий СКУБКО







Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
31.05.2017
Выставочный зал РОО "Товарищества живописцев МСХ" на 1-й Тверской-Ямской, 20 работает в будни и в выходные дни. Часы работы Выставочного зала и галереи: пн. - пт. с 10.00 до 19.00 сб. - вс. с 10.00 до 17.00
+7 (499)251-51-08


Смотрите 3D экспозицию выставки Яны Поклад в Выставочном зале "Товарищества живописцев МСХ"


20.02.2016 Дорогие члены Товарищества живописцев МСХ!

Напоминаем вам, что все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 200 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

30.12.2015 Список выставок Товарищества живописцев в 2016 году
Подробнее


23.08.2015 Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube


20.08.2012
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой

в Переславле-Залесском в октябре 2012

Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Уважаемые художники Товарищества живописцев, для участия в Виртуальных выставках обращайтесь exibvirtual@mail.ru

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...



Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Видеорепортажи с наших выставок

Вниманию художников членов ТЖ МСХ
Издательство Живопись-Инфо собирает материалы для издания томов энциклопедии. 1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25





16.08.2017
"Виват, Москва!" - выставка ко Дню города // Москва
С 24 августа по 10 сентября в залах Московского Дома художника на Кузнецком Мосту, д. 11 пройдет художественная выставка ко Дню города "Виват, Москва!", приуроченная… далее

21.08.2017
Диффинэ-Кристи Валентина Михайловна // Каталог
Родилась в Москве в 1910 году. 1937 - Окончила Московское художественное училище «Памяти 1905 года». 1946 - Окончила Московский художественный институт им. Сурикова… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Тел.: +7(903)7306465 | Написать письмо