НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


ВЫСТАВКИ


КОHТАКТ

Адреса

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:

















Московские Живописцы



"Художница Елена Москалёва: Поиск художника — всегда духовный" Автор: Валерий Емельянов.


Елена Москалёва — живописец, член Союза художников, работает в жанре «оптическая иллюзия». Художница рассказала о себе и своём творчестве.

Интервью взял Валерий Емельянов.

— Елена, расскажите кратко Вашу творческую биографию. Как проходил поиск собственного «творческого лица»?

Е.М.: Что называть творческой биографией? Где и у кого учился художник или что стало импульсом и движущей силой для его развития? Для меня первой инициацией к творчеству был старый этюдник моего папы, найденный мною на шкафу, и запах терпентина — разбавителя для масляных красок. Это было в раннем детстве. Папа не был художником, лишь пробовал несколько раз писать маслом, весьма неплохо. Для меня с детства рисовать — означало путешествовать в параллельный мир. Я не любила рисовать с натуры. Средневековые герои рыцарских романов и восточные сказки — вот что вдохновляло меня брать в руки карандаши и краски. Я очень благодарна своему первому учителю рисования Анатолию Коновалову, который бережно относился к моим увлечениям и старался не нарушить мои поиски системой академического обучения.

Мне очень повезло с учителями. Это были Матильда Булгакова, Осип Авсиян, Александр Дубинчик. Бесконечная благодарность этим большим профессионалам и педагогам, которые украшали творческую атмосферу Московского Художественного Училища, располагавшегося в годы моей учебы на Сретенке.

— Почему выбор пал на тот конкретный жанр, в котором Вы работаете? Насколько он технически или эстетически сложен (а, может быть, наоборот)?

Е.М.: Жанр, в котором я сейчас работаю, многие называют optical illusion, но мне кажется, что больше подходит название «Картины со скрытым изображением». О таких картинах недавно вышла книга Анатолия Калинина «Видение тайны. Загадочные картины в прошлом и настоящем». Этот жанр издавна известен как развлекательный, не очень часто художники используют его в серьёзной живописи. В шестнадцатом веке итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо составлял портреты придворных из фруктов, овощей, цветов, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг.

Этот жанр исследовали многие большие художники, например, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо часто обращались к скрытым изображениям, скрывая фигуры в пейзаже, портреты в интерьерах. Из-за сложной задачи и во избежание карикатурности при составлении элементов двойственного изображения работа над картиной требует большой концентрации и тщательного отбора и деталей. И результат бывает настолько притягательным, что заставляет зрителя удивляться и восхищаться собственными неожиданными находками, искусно скрытыми художником в такой картине.

— Наверное, «общим местом» для тех, кто пишет картины, и тех, кто пишет о тех, кто пишет картины, стал поиск некоего духовного начала в художественном творчестве. Привело ли Вас Ваше творчество к какому-либо духовному направлению, или духовность изначально была основой Вашего творчества? Насколько, вообще, такой подход Вам близок?

Е.М.: Поиск художника — всегда духовный поиск. Если нет духовности, то нет и поиска, одни формальные технические занятия. Мне очень нравится один художник (не знаю его имени), который на открытии выставок Союза художников из раза в раз повторяет одни и те же слова: «Это не художники рисуют, это Бог рисует». При всей одиозности этого заявления (а все с улыбочкой воспринимают) он, кажется, прав, потому что поиск художника — это прыжок в неизведанное, непостижимое и создание нового, для самого художника, порой, неясного, а только по ощущению оцениваемого как «верное» или «неверное», «удачное» или «неудачное». У художника есть замысел, есть умение воплотить его, но результат — всегда неожиданный.

Москалева Елена картины
Елена Москалёва. Фото предоставлено Валерием Емельяновым

— Это всем известная и часто неразрешимая дилемма — как совместить коммерческий успех и творчество. Насколько в наше время это совместимо, и совместимо ли вообще, согласно Вашему опыту?

Е.М.: Что заставляет ребёнка взять в руки карандаш и рисовать? Импульс изнутри. Не в счёт занятия в садике и в школе, потому что там всё равно, если не увлёкся, не получил внутренний импульс, ребёнок быстро заскучает и ничего у него не получится. Позже, если ребёнка хвалят за рисунки, постепенно он начинает искать похвалы, и она будет движущим импульсом к началу рисования, но опять же, без увлечённости и вовлечённости в процесс ничего хорошего не получится. Похвала — сладкая конфетка.

Что же нужно художнику? Прежде всего, счастье пребывания в творческом потоке, когда он творит, оставаясь наедине с прекрасным. Хуже, когда в процесс вмешивается мысль «как оценят мою работу?» Что нарисует ребёнок, думающий о сладкой конфетке? Он нарисует эту конфетку! А взрослый художник нарисует то, о чём он размышляет в процессе работы, это неявно, но будет «сквозить» в его картине. Иногда мы читаем: «Смотрите, я — не как все!», иногда: «Мне нужно денег», и т.д.


Прекрасно, когда зритель чувствует в картине истинное восхищение художника, открывшего просторы красоты, новые горизонты. Тогда «Я» художника отступает на второй план и остаётся только восхищение увиденным. Вот почему, мне кажется, люди способны отличать настоящее искусство от профанации, потому что за всяким произведением чувствуется эмоция, которая разлита между мазками кисти, между строк. Даже высокий профессионализм исполнения картины без этой положительной эмоции (восхищения красотой, открытия, любви) становится имитацией, отражением страхов, подобострастия, гордыни или корысти. Вот почему картины примитивистов бывают так трогательны. Но это лично моё мнение.

В суете жизни люди перестают видеть красоту, или же видят её соответственно навязываемым стандартам. Это бывает трудно — прорвать пелену бесконечной суеты и посмотреть на небо или цветок так непредвзято, как это могут дети. Великий французский художник двадцатого столетия Анри Матисс считал своей задачей показывать красоту тем людям, которые «не видят». Перестали видеть, перестали восхищаться, как дети. Научились всё считать, всего бояться, всё завоевывать и всё разрушать.


— Каковы Ваши планы? Насколько они связаны с новыми творческими экспериментами, новыми темами?

Е.М.: О своих задачах трудно рассказывать. Планов очень много. Я бы хотела в ближайшее время поисследовать тему древнерусской символики, отражённой в костюмах, созданных руками наших пра-пра-прабабушек. Их искусство было напрямую связано с целостным восприятием мира, с идеей слияния с силами природы. Каждый народный костюм можно было «прочитать» как заклинание, как напутствие, как историю. Мне будет интересно поразмышлять на эти темы, а как это отразится в живописи, увидим позже.







Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
22.06.2022
Часы работы Выставочного зала и галереи на Тверской-Ямской, 20: пн. - пт. с 10.00 до 18.30 (в летнее время) сб. - вс. с 10.00 до 17.00

РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать



Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны» Смотреть



ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:


"Мир детства". ЦДХ

"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20

"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11

Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20

Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20

ВИДЕОСЮЖЕТЫ:


Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube

Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012

Видеорепортажи с наших выставок

СТАТЬИ:


Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:


Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 200 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25


23.06.2022
"Идеальный ландшафт" Евгении Буравлевой // Россия
Проект Евгении Буравлевой "Идеальный ландшафт" идет в PRO ART`S, (Театральная, 9, Калуга) с 11 июня по 27 июля 2022 г. Он объединяет две большие серии работ «Чужие… далее

10.06.2022
Конышева Натта Ивановна (Natta Konysheva) (1935 -2022) // Каталог
Родилась 1935 г. В 1959 г. окончила Московский Полиграфический институт. Член МСХ 1974 г. Жанр: семейные портреты, жанровые картины, репортаж с элементами чуда… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Написать письмо