НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


КОHТАКТ

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Наша страница на facebook

Московские живописцы на FB

Содружество художников МСХ на facebook

Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:


















Московские Живописцы



Выставка Валентины Диффинэ-Кристи в Рязани. Статья Нины Павловой


Выставка Валентины Диффинэ-Кристи в Рязани

(июнь-август 2014 года)

Картины В.М. Диффинэ-Кристи (1918–2010) удивительно органично вписываются в пространство Рязанского художественного музея, не споря с классическими произведениями основной экспозиции, но и не теряясь на их фоне. Внимательный посетитель скорее заметит в них перекличку с тем, что выставлено в музейных залах русского искусства первой половины XX века, продолжение влиятельной линии, идущей от К.А. Коровина и членов Союза русских художников через отечественных сезаннистов к богатой именами московской живописной школе прошлого столетия.

Традиционные по содержанию пейзажи, портреты, натюрморты Диффинэ-Кристи неповторимы по пластике. Художница работала раздельным мазком и обходилась без контуров; обозначающие предметы цветовые пятна у неё как бы пульсируют, сгущаясь к центру и ослабевая к краям. Будь взаимопроникновение форм в полотнах произвольным, изображение превратилось бы в хаос, «удержать» их в незримых границах Диффинэ-Кристи позволяет точная сверка с натурой. Притом внутренняя структура её работ выстраивается не столько контрастами темного и светлого, сколько отношениями теплого и холодного, что требует особенно изощренного видения.

Выставка создает образ Диффинэ-Кристи как мастера полностью во власти своего дара. Любое её зрительное впечатление представляется во много раз более интенсивным, чем у простого человека, ведь каждый фрагмент реальности в трактовке художницы – невероятно сложное, богатое по сочетаниям единство подвижных частиц воздуха и материи. Отсюда, вероятно, кажущийся странным набор тем: рядом с лирическими пейзажами, натюрмортами – портреты рабочих (в 1950–1970-е годы Диффинэ-Кристи входила в творческую группу, писавшую на московском заводе им. Владимира Ильича). Фрезеровщики, слесари, электрики запечатлены в узнаваемой зыбкой манере и без всякого идеологического подтекста. Очевидно, что их фигуры и лица не более (но и не менее), чем элемент того грандиозного образно-пластического события, каким был для Диффинэ-Кристи весь окружающий мир.

Её «производственные портреты», да и вся по-житейски трудная, но обошедшаяся без гонений творческая судьба – пример художественной свободы в условиях несвободной эпохи и свидетельство многоликости тогдашнего искусства, не сводимого к противостоянию соцреализма и андеграунда.

Для авторов, которые начали самостоятельный путь в конце 1940-х – первой половине 1950-х годов, глухую пору, много значило личное общение с мастерами старшего поколения. Живописная культура Диффинэ-Кристи основана на ученичестве у прекрасных художников. Среди её педагогов в Московском училище памяти 1905 года был А.Н. Чирков, яркий представитель объединения «Бытие»; в Московском художественном институте им. Сурикова она занималась у И.И. Чекмазова и В.В. Фаворской. Серьезное влияние на неё также оказал рано умерший муж Е.В. Диффинэ, последователь коровинского импрессионизма. Все воздействия получили в творчестве Диффинэ-Кристи оригинальную переплавку, соединившись со свойственной ей тончайшей (хочется сказать – женской) цветовой интуицией.

Цельное, по большому счету, явление, живопись художницы, однако, не могла не меняться с 1950-х до начала 1990-х годов. Внешним факторам здесь принадлежит меньшее место, хотя в ряде произведений Диффинэ-Кристи 1960-х годов можно усмотреть актуальные для искусства того времени упрощение и декоративизм («Игра на балалайке», 1964). Решающее значение имела внутренняя логика творчества, которая, во многом повторяя на уровне индивидуальной художнической биографии исторический образец – эволюцию импрессионизма как направления, подвела Диффинэ-Кристи к окончательному развеществлению предмета, победе воздуха, сделав её поздние полотна почти абстрактными.

Между тем, ранние произведения Диффинэ-Кристи отличаются плотной, материальной живописью, горячими, густыми красками («Дедушка-абхазец», 1959; «На Кавказе», 1959). Запоминается холст «Рабочая» 1955 года. Фигура тут погружена в изумительно красивую цветовую среду, постепенно переходящую от сумрака синевато-серых оттенков внизу к расплавленным лимонным и розовым у верхнего края композиции. В спокойном движении героини, смуглом лице, еще не пропадающем в вихре мазков, как будет у Диффинэ-Кристи потом, есть почти классическое благородство.

Со временем палитра художницы высветляется и холодеет; живописная ткань произведений становится легче, разреживается. К 1970-м годам относится ряд пейзажей Кускова, очень светлых по настроению и колориту. Фарфоровая белизна грунта сквозит через прозрачные потеки краски и между её рельефными, перламутрово поблескивающими мазками. В чистоте, даже наивности образов этих работ есть что-то от андерсеновской сказки. Можно, думается, говорить об определенном их автопортретном наполнении, ведь отражение реальных кусковских видов очевидно опосредуется мечтой художницы о гармоничном мире («Пруд. Кусково», 1973; «Весна. Кусково. Голубое», 1973).

Впрочем, далеко не все произведения Диффинэ-Кристи зрелого периода так безмятежны. В некоторых из них сохраняется отзвук драматизма её полотен 1950-х годов, пусть иначе теперь реализуемого. «Портрет. Костя» 1979 года демонстрирует выразительные возможности фактуры: наш глаз сначала не различает лицо модели, по цвету и тону оно почти сливается с фоном; не сразу выступают лоб, нос, скулы, борода, во много слоев вылепленные мелкими красочными мазками. Та затрудненность, с которой беспорядочные пятнышки цвета сближаются, концентрируются, намечая черты лица и, наконец, позволяя ему проявиться, воспринимается как усилие автора постичь изображенного человека.

Подобные холсты обнаруживают в живописи Диффинэ-Кристи нечто большее, чем просто талантливые формальные упражнения. Странная тревожная нота звучит в «Портрете с куклой» (1980-е). Заданная малым расхождением цветов по теплохолодности и потому не сразу осознаваемая, она определяет образ и исподволь заставляет искать ему поддержку на уровне содержания. Особый смысл приобретает соседство в портрете живого и искусственного, на лице женщины вдруг становится различимой горестная гримаса.

В последних произведениях характерная для произведений Диффинэ-Кристи насыщенность духовным началом выражается крайне своеобычно. Теперь это начало целиком совпадает со световоздушным потоком, который поглощает предметы, дробит и размывает цвет, знаменуя отказ автора от изобразительности. Холст «В Гурзуфе» 1992 года представляет, как следует из названия, конкретное место, но кажется возникшим в результате некоего мистического опыта. В центре композиции, белым по белому, мерцает и переливается радужными искрами то ли сверкающая вода, то ли прозрачное пламя, то ли скопление звезд. Старая художница словно подает зрителю таинственный знак перед своим уходом.

Выставка работ Диффинэ-Кристи объехала почти полтора десятка российских городов. Вряд ли устроители этого не имеющего государственной поддержки частного проекта снискали коммерческий успех, в то же время культурно-просветительную сторону их дела трудно переоценить. Провинциальные музеи также внесли свою лепту, обеспечив произведениям Диффинэ-Кристи достойный серьезного искусства музейный показ. Благодаря совместным усилиям наследие художницы не пропало, не забылось, нашло своего зрителя.


Нина Павлова, старший научный сотрудник Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина







Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
02.05.2017
Выставочный зал РОО "Товарищества живописцев МСХ" на 1-й Тверской-Ямской, 20 работает в будни и в выходные дни. Часы работы Выставочного зала и галереи: пн. - пт. с 10.00 до 19.00 сб. - вс. с 10.00 до 17.00
+7 (499)251-51-08


Смотрите 3D экспозицию выставки Яны Поклад в Выставочном зале "Товарищества живописцев МСХ"


20.02.2016 Дорогие члены Товарищества живописцев МСХ!

Напоминаем вам, что все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 100 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

30.12.2015 Список выставок Товарищества живописцев в 2016 году
Подробнее


23.08.2015 Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube


20.08.2012
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой

в Переславле-Залесском в октябре 2012

Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Уважаемые художники Товарищества живописцев, для участия в Виртуальных выставках обращайтесь exibvirtual@mail.ru

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...



Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Видеорепортажи с наших выставок

Вниманию художников членов ТЖ МСХ
Издательство Живопись-Инфо собирает материалы для издания томов энциклопедии. 1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25





16.05.2017
Иван Сорокин. Живописное наследие. К 95-летию // Москва
С 15 по 27 мая 2017 года в Выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, д. 20 состоится выставка живописного наследия Ивана Васильевича Сорокина (1922-2004). Живопись… далее

11.05.2017
Рудакова Ольга Михайловна (Olga Rudakova) // Каталог
(1951-2017) Родилась в 1951 г. 1970г. Закончила Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова. 1976г. Закончила Московский государственный… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Тел.: +7(903)7306465 | Написать письмо