НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


КОHТАКТ

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Наша страница на facebook

Московские живописцы на FB

Содружество художников МСХ на facebook

Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:


















Московские Живописцы



Юрий Николаевич Попков. Программа "Практическая композиция"


Для художественных учебных заведений, а также всех, кто рассчитывает получить профессиональные знания в области изобразительного искусства и понимание языка творчества. Программа рассчитана на 5-летний период обучения.

Программа составлена на основе творческого опыта многих поколений художников от эпохи Возрождения до наших дней, методических разработок П.П. Чистякова, А.А. Дейнеки, Е.А. Кибрика, В.Е. Попкова, О.А. Авсияна, и некоторых других художников, применявших на практике свой опыт в этой области знаний.


О программе


Перед началом работы художник ставит перед собой задачу, настраивается на определенное внутреннее состояние, которое побудило его к созданию конкретной темы, а потом, уже, применяя пластические средства, пытается достигнуть максимального результата. Законы композиции, которыми оперирует художник, дают возможность правильно и оптимально решать поставленные задачи.

Система образов в картине должна волновать, вызывать вопросы и подталкивать
к пониманию замысла автора. Необходима работа души. Произведение, вызывающее эти свойства человека, запоминается именно потому, что оно заставляет зрителя напрячь воображение.
Композиция является основой создания произведений искусства. Изучение законов композиции должно проходить в тесной связи с практическими занятиями рисунком, особенно рисунком по памяти, живописью и постоянной работой по накоплению
и фиксации наблюдений окружающего мира. Создание каждодневных впечатлений
в набросках и небольших эскизах является необходимым условием достижения положительного результата.

Конечным результатом полученных знаний является создание учащимися художественного произведения и готовность к самостоятельной работе. Одной из главных задач изучения курса композиции – развитие в будущем художнике индивидуальных качеств, своего видения мира, мировоззрения и индивидуального почерка.

Наряду с воспитанием высокого художественного вкуса, умением мыслить
и свободно оперировать воображением, программа предусматривает:

умение понимать картины великих мастеров, вникая в их замысел,
изучение основ композиции,
изучение творческое наследие предыдущих поколений художников,
участие в выставочной деятельности,
умение использовать современные технологии в процессе работы,
создание сценария своих замыслов,
умение подчинять форму картины идейному содержанию.
Первый курс

Первый семестр

1. О законах композиции
2. Равновесие
3. Разработка эскизов на свободную тему
4. Практические занятия на развитие воображения и интереса к творчеству

Второй семестр

5. Контраст
6. Значение света в композиции
7. Тон
8. Практические занятия по применению контраста в композиции

Второй курс

Первый семестр

9. Понятие образности в искусстве
10. Ритм
11. Ритм линии
12. Ритм и форма
13. Практические занятия с использованием ритма

Второй семестр

14. Движение
15. Масштаб
16. Разработка эскизов на основе впечатлений
17. Практические занятия с использованием движения

Третий курс

Первый семестр

18. Как понимать произведение искусства
19. Повтор или сопоставление
20. Модуль
21. Создание копии с классического произведения
22. Практические занятия с применением понятия сопоставления в композиции

Второй семестр

23. Пространство и Время
24. Простейшая перспектива
25. Создание сценария произведения на историческую тему
26. Практические занятия с применением в композиции пространства и времени


Четвертый курс

Первый семестр

27. Форма
28. Соподчинение и единство формы
29. Копия фрагмента с центром композиции классического произведения
30. Практические занятия с применением разнообразных форм в композиции

Второй семестр

31. Обозначение Центра композиции
32. Средства обозначения Центра композиции
33. Создание сценария произведения на свободную тему
34. Практические занятия с применением понятия Центра в композиции

Пятый курс

Первый семестр

35. Создание сценария дипломной картины
36. Сбор материала к картине и эскизов на заданную тему в разных техниках
37. Технология материала
38. Создание фрагмента будущей картины в натуральную величину
39. Создание эскиза диплома

Второй семестр

40. Изучение стилевых направлений в искусстве
41. Создание картона к картине
42. Создание дополнительного материала для картины
43. Исполнение Картины

Первый курс

Первый семестр

О законах композиции

Мир художественных образов заложенных в картинах понять трудно, но почувствовать легко. Произведение, воздействующее на подсознание, проникает в нас, наполняя благодатью постоянно истощаемый источник духовных сил.
Что бы овладеть профессиональными художественными знаниями, необходимо прикоснуться к таинству построения картины, изучить правила следования от замысла
к воплощению произведения, понять каким образом создаются картины, воздействующие на человека.
Художник не только создает образ на основе зрительного восприятия, но и усиливает его с тем, чтобы замысел автора четко и ясно прочитывался. Если художник не видит задачи, путь создания картины для него будет путанным и длительным.
Конечно, для художника основным является интуиция, собственное восприятие мира. Но она похожа на попытку найти в темной комнате нужный предмет, о присутствии которого нам известно. Законы композиции – это свет, дающий возможность видеть пути подхода к воплощению замысла. Если эту стихию эмоций не направить в нужном направлении, она может стать разрушительной. Алмаз – это просто камень маловыразительный до тех пор, пока рука мастера не превратит его в бриллиант. И тогда он становится произведением искусства.

Основные законы композиции

Равновесие
Ритм
Контраст
Масштаб
Обозначение главного в композиции
Сопоставление
Движение
Пространство

Задачи начального периода обучения сводятся к тому, что бы увлечь учащихся самим процессом создания композиции, развитию у учащихся воображения, выработки привычки каждодневного рисования и постоянной фиксации жизненных впечатлений в фор-эскизах. Очень важным заданием является рисунки по памяти.

Равновесие

Самое идеальное состояние равновесия – белая ровная плоскость чистой бумаги. Ничего не отвлекает от внимания от плоскости. Но если на ней появляется точка – все внимание приковано к этому знаку. Пример идеального равновесия симметрия. Плоскость, разделенная ровно пополам содержит две идеально одинаковые части.
Неравномерные части одного целого нарушают зрительское восприятие (ассиметрия). В данном случае равновесие потеряно, а значит, внимание будет нарушено, что недопустимо для грамотного построения картины.
Самой примитивной формой равновесия является симметрия. Сложнее добиться того, чтобы чаши весов одной стороны холста или бумаги уравновешивались другой, где разный цвет, разная фактура, разная форма, линии. Как добиться равновесия и для чего? Как и все законы композиции, равновесие используется для правильного и ровного восприятия картины. Известны разные способы достижения равновесия: цветом, тоном, формой и т.д. Чистая белая поверхность холста – идеальное распределение внимания.

Выдающийся педагог П.П. Чистяков, преподававший в Академии художеств в конце ХIХ века, чтобы почувствовать насколько ученик понимает равновесие, предлагал пустой квадрат уровнять с квадратом, в котором задана точка. По расположению точки поставленной учеником, он делал вывод. Для изучения равновесия можно прибегать к игре. Игра один из способов эффективного изучения предмета. Надо поделить лист бумаги на две части. Слева рисуется произвольное изображение. Допустим – линия. Надо справа изобразить то, что может перевесить внимание. Дальше поочередно прибавляются изображения. Идет соревнование. Можно в аудитории предложить создать равновесие из фигур учащихся, расставив их в определенном порядке.

Равновесие может достигаться формой предмета, если, например, одна часть картины наполнена предметами треугольной формы, то можно уравновесить картину, изобразив предмет в форме квадрата. Внимание будет переключаться на предмет другой формы.

Этот закон может использоваться при передачи эмоционального состояния. Когда обе части картины близки по форме, цвету, деталям, например в пейзаже, работа будет выражать спокойствие, поэтичность, умиротворение. Диссонансом умиротворению может служить композиция, где отдельные части картины имеют контрастные изображения. Допустим, красное пятно слева и зеленое справа. Насыщенную статичными деталями работу уравновесит движущийся предмет. Заострит внимание в той же ситуации линия, декор, фактура.

Равновесие может достигаться различными художественными средствами:

мелкой деталью в паузе
иной формой
контрастом
цветом
фактурой
динамикой
линией
тоном

Практические занятия с использованием понятия равновесия разными графическими
техниками на разные темы.

Упражнения на развитие воображения:
абстрактные эскизы
свободная тема
иллюстрации к сказкам и драматическим произведениям
разбор иллюстраций И. Билибина
декоративное оформление предметов быта
Пример равновесия в картинах:
О. Остроумовой-Лебедевой, Н. Богородской, С. Алимова, М. Яблонской, лубка
в народном прикладном искусстве, Вермеер, Сарьян, Шарден, Акопян, Матисс, Шагал, «Поэтесса» Ж. Миро, «Жестокий романс» А. Бух, «Зима. Мальчики» К. Кали
нычева, Рембрант «Блудный сын».

Используемые материалы для работы над эскизами:
акварель, черная акварель, гуашь, пастель, силуэт, аппликация, лоскутная техника,
коллаж, тушь, масляная пастель, декор, темпера

Второй семестр

Контраст

Игра света и тени создает общее эмоциональное настроение всей картины

Контраст светом и тенью
масштабов
тональный контраст
движением
фактурой
формой
линией
декором
цветом
контраст образов
эмоционального состояния

Разбор конструкции картины П. Пикассо «Девочка на шаре»

Предлагаются практические занятия на тему контраста с использованием жанра искусства – Натюрморт

тематический натюрморт
в интерьере
в пейзаже
натюрморт и портрет
натюрморт в интерьере и пейзаже
натюрморт и фигура
натюрморт, фигура в интерьере с выходом на пейзаж
выражение замысла посредством натюрморта
выражение эмоционального состояния через натюрморт
стилистические направления в натюрморте

Натюрморт как подготовительный этап в работе над картиной.

Развитие воображения. Умение в предметах увидеть сюжет композиции.
Знакомство с графическими техниками.

Используемые материалы для работы над эскизами:
соус по мокрому, сепия, сангина, пастель, монотипия, смешанная техника, офорт, линогравюра, ксилография, пастель, тушь, масляная пастель, карандаш

Пример равновесия в картинах:
М. Сарьяна, Шардена, Акопяна, А. Матисса, П. Никонова, И. Голицына, М. Шагала,
Я. Вермеера, И. Обросова, А. Соколова

Второй курс

Первый семестр

Понятие образности в искусстве

Все начинается с впечатления. Творчество это не простое переложение изображения натуры на бумагу или холст, а художественное понимание того, что и почему хочет видеть на холсте художник. Необходимо осмыслить то, что было побудительным мотивом впечатления, убрав лишние детали, а потом художественными средствами усилить образ будущей картину. Трансформация замысла через авторское восприятие действительности, вкусовые пристрастия, колорит и освобождение эскиза от деталей, которые не работают на идею произведения – вот задача художника. Впечатления могут появляться из разных источников окружающей жизни: из природы, разговора с друзьями, от увиденной картины, от пришедшей неожиданно мысли, от мраморной плитки в разводах, мокрого асфальта – то есть, где угодно. Эти сигналы памяти необходимо фиксировать – потом они пригодятся в работе. Человек создан настолько прагматично, что ничего случайного
с ним не бывает. Любая встреча, происшествие, события, мысль – все имеет свое назначение, которое понять нам очень сложно. Если мы не фиксируем даваемую нам информацию, она безвозвратно уходит. Закрывается дверь в мир, предназначенный нам свыше для нашего совершенствования, а мы так легко, по слепоте душевной, отказываемся от него и остаемся на голодном пайке. Художник всегда должен быть нацелен на восприятие пульса жизни. Он является проводником информации, которую должен передать людям для восполнения благодати так необходимой нам для жизни. Во многом от носителей культуры и красоты зависит благополучие общества. Человек, облеченный талантом при работе над произведением испытывает духовное волнение. Вибрация чувств от информации очень важна в воплощении замысла. Поэтому миссия художника очень ответственна и важна. Для творчества не приемлемо равнодушие.

Разбор фильма Калатозова «Летят журавли». Сцена с цветами при встрече солдат с
войны и летящими журавлями. Сцена воображаемой свадьбы.

Ритм

ритм в народном декоративном искусстве
в природе
в интерьере
в человеке (пульс)
в кино

Разбор картины А. Дейнеки «Оборона Петрограда».

Практические занятия с использованием понятия ритма.


Предлагаются практические занятия на тему контраста с использованием
жанр искусства – Пейзаж
панорама
сельский пейзаж
с крупным передним планом
с низким горизонтом
со стаффажем
зимний пейзаж
состояния природы
морской пейзаж
исторический пейзаж
с фигурами
весна
гроза
копия картины И. Левитана
стили в пейзажной живописи

Используемые материалы для работы над эскизами:
Уголь, смешанная техника, соус по мокрому, смешанная техника, линогравюра, тушь,
масляная пастель, карандаш

Знакомство с произведениями художников с ярко выраженной ритмикой:
Н. Пиросмани, А. Дейнека «Оборона Петрограда», П. Пикассо «Три музыканта», росписи прялок, А. Дюков «Париж», Ю. Попков «Прогулка с пейзажами», А. Соколов «Три
букета», А. Матисс «Красная комната».

Второй семестр

Движение

Задний план всегда холоднее переднего. Контраст и цвет слабее и мягче.

движение светом
движение линией (линия – это движущаяся точка)
движение жестом
движение пространством

Разработка эскизов на основе впечатлений на тему движения

Использование жанра «Обнаженная модель» в упражнениях

Используемые материалы для работы над эскизами:
Черная акварель, соус по-мокрому, смешанная техника, тушь, масляная пастель,
карандаш

Знакомство с произведениями художников с ярко выраженной ритмикой движения:
П. Брейгель «Слепые», А. Дейнека «Простор», И. Попкова «Мальчик на заборе»,
К. Маковский «Крестный ход», М. Сарьян «Идущая», А. Пологова «Мать и дитя»,
В. Суриков «Переход А. Суворова через Альпы».


Третий курс

Первый семестр

Как понимать картину

Живопись обладает удивительным целительным свойством воздействия на человека. Ее сила, заложенная в красках, хранит тепло любви художника и питает живительными соками его энергетики.

Главным побудительным мотивом в истинном творчестве является трепет души. Когда она в работе происходит таинство перехода энергетических сил непосредственно на картину. И холст является источником возбуждения интереса к живописи и передачи энергии автора зрителю. Произведение искусства теряет свои свойства, если нет контакта с человеком. Стоящая в чулане картина, как брошенный Храм затухает свечой, теряя духовную силу, вложенную в нее художником.

Самое интересное в процессе творчества – выражение состояния человека на границе душевного перелома или качественного перехода.
Во все времена творческие личности запоминались тем, что даже самое незначительное событие, связанное с высокой духовностью, нравственностью, историей, социальными проблемами находило отражение в их произведениях.

Картина – сочинение с применением изобразительных средств, для его создания. Это тот же роман, повесть, рассказ в литературе. Необходимым в композиции является умение читать картины.

На выставках часто приходится слышать откровенные, смущенные признания:
«К сожалению, я не разбираюсь в живописи». Не каждую картину можно понять
и оценить. Достаточно того, что живопись производит на вас впечатление. Ну, а если хочется проникнуть глубже в суть идеи автора, расшифровать интригу, заложенную художником? Здесь уже нужна подготовка.

Творчество А. Рублева проникнуто радостью, оптимизмом, верой и надеждой. А ведь он жил в трагическое, жестокое время междоусобных войн и дерзких нашествий врагов Руси, когда единство было жизненной необходимостью. Художник понимал, что людям нужна вера в лучшие времена, что Господь не оставит свою паству, он любит людей и заботится о них. И иконы Рублева вселяли в прихожан эту веру, помогали терпеливо сносить все тяготы земного существования. Его искусство вечно, как и сама любовь.

Искусство истинного художника неразделимо с его временем и для понимания его произведений это необходимо учитывать. В иконе «Троица» Рублев усилил, возвеличил идею единства через форму единственной, стоящей на столе чаши. Линия стола тоже напоминает эту форму, абрис фигур ангелов – та же чаша. Эта форма овала как круги на воде, как колокольный звон, с каждым разом увеличиваясь, несет идею единства многократно. Вместе с мягким колоритом, плавностью линий складок одежды, лучезарностью обликов фигур композиция иконы несет любовь и производит глубокое впечатление. Дерево сзади центрального ангела – символ вечного мироздания и связи земного существования – с небесным, а дом – образ божьего храма, соединяющего человеческую и божественную природу.

В полотне П. Пикассо «Любительница абсента» поражает глубина драматизма психологического состояния женщины, сидящей за столом. Художник сопоставляет линейную пластику женской фигуры с формой сосуда с абсентом, стоящего на столе перед женщиной (закон композиции «Сопоставление»). Ведь сосуд с вином был когда-то наполнен искрящимся, пьянящим напитком. Но теперь он пуст и бесполезен. И зритель, невольно сравнивая с ним женщину, вникает в сущность настроения картины, сопереживает вместе с автором и сочувствует трагедийному облику персонажа. Эта параллель образов выражает душевную опустошенность и падение этой женщины. Острота воздействия холста усилена использованием законов композиции.

Художник Виктор Попков, работавший в 50-70-х годах XX века, использовал оригинальные формы воплощения замыслов. Он применял в картинах такой жанр литературы, как притча. Символика во многом обогащает картину, дает возможность
в рамках конкретного размера холста выразить скрытый смысл, понятный человеку, владеющему этим языком. Он был необходим живописцу, испытывающему в то время пресс цензуры. Это давление хорошо выражено в его картине «Воскресенье». В этом полотне художник изобразил себя обнаженным, отдыхающим на крыше с бутылкой вина. Простой понятный всем мотив. Но, если обратить внимание на одинокую церковь, зажатую серыми однообразными домами, голубей свободно парящих над лежащей фигурой, то можно понять состояние беззащитного (обнаженного) мастера, завидующего свободе птиц и готового вином залить свое отчаяние. Такие произведения можно читать, как повесть, вникая в идею автора.

Далеко не просто найти форму выражения своих замыслов, а тем более оригинальную, неожиданную, продуманную идею. Потому так высоко и ценятся жанровые полотна. Иногда замыслы ждут своего воплощения не один месяц, а то и не один год.

Однажды на Арбате я наблюдал за слепым человеком, идущим очень уверенно среди толпы. В руке впереди себя он держал палку со звонком от велосипеда и с маленьким колесиком на конце. Он периодически позванивал в звонок и люди расступались. А складывалось такое впечатление, что он лучше видит, чем толкающие друг друга люди. Меня поразил этот эпизод и не отпускал до тех пор, пока я не сделал картину «Слепой странник». Человек, идущий за своей собакой-поводырем (интуицией), уверен в правильности пути. Его ничего не сбивает с выбранного направления. Он слеп к соблазнам, а мы слепы в выборе истинного пути.

Иногда художник сам до конца не может раскрыть пришедшей в голову идеи. Бывает, что по поводу замысла он обнаруживает несколько ассоциативных направлений, имеющих право на существование, что дает возможность и домысливающему зрителю найти свою версию от увиденного полотна.

Разбор конструкции картины В. Сурикова «Боярыня Морозова».

Повтор или сопоставление.

Создание копии с классического произведения,
практические занятия с применением понятия сопоставления в композиции, театральные декорации, создание театральной декорации эскиза композиции.

Разбор картины П. Пикассо «Любительница абсента».

Практические занятия с применением понятия сопоставления и повтора в композиции в жанре «Интерьер»

Используемые материалы для работы над эскизами:
соус по мокрому, смешанная техника, тушь, масляная пастель, карандаш
Знакомство с произведениями художников с ярко выраженным сопоставлением:
П. Пикассо «Любительница абсента», А. Дейнека «В. Маяковский. Окна РОСТа»,
В. Попков «Воскресенье», Д. Веласкеза «Сдача Бреды»

Второй семестр

Масштаб

масштаб величин
масштаб и контраст
модуль

Разбор конструкции картины Б. Кустодиева «Революция»

Практические занятия с применением понятия «Масштаб» в композиции в жанре
«Портрет»

портрет головы
погрудный Портрет
поясной Портрет
поколенный Портрет
портрет в рост
в интерьере
в пейзаже
психологический портрет
костюм как средство выражения характера
стилистические направления в портрете

Используемые материалы для работы над эскизами:
уголь, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, смешанная техника, масляная пастель,
карандаш
Знакомство с произведениями художников с ярко выраженным сопоставлением:
П. Брейгель «Вавилонская башня», Венецианов, П. Гоген, Н. Ге, Аргунов, В. Суриков,
И. Репин, Ярославский портрет, О. Кипренский, К. Брюллов, Боровиковский,
Б. Кустодиев «Большевик».

Четвертый курс

Первый семестр

Художник должен знать, как строить свою работу, чтобы она воздействовала на зрителя так, как он этого хочет. Сила влияния произведения искусства на человека огромна. Она может лечить, дарить приятные эмоции, обогащать, но может и уничтожить, вызывая возмущение, страх и ненависть.

Форма

соподчинение и единство формы
разнообразие форм при построении композиции
воздействие разных форм на восприятие картины
создание скульптурной композиции
смещение центра
символика, знак

Разбор конструкции картины В. Сурикова «Завоевание Ермаком Сибири»

Практические занятия с применением разнообразных форм в композиции:
круг, прямоугольник, квадрат, треугольник

Используемые материалы для работы над эскизами:
Пластилин, гуашь, аппликация, мозаика, смешанная техника, масляная пастель,

Знакомство с произведениями художников с ярко выраженным сопоставлением:
В. Попков «Воспоминание. Вдовы», «Лето. Июль»

Второй семестр

Обозначение Центра композиции

Необходимо учитывать, что движение взгляда идет слева направо и снизу вверх. Второстепенные детали на должны мешать восприятию центра композиции. Внимание должно сосредотачиваться, прежде всего, на центре картины, а все окружение работать на концентрацию взгляда на главное.

Средства обозначения Центра композиции

тоном
цветом
масштабом
контрастом
светом
фактурой
формой
два и более центров картины
акцент второстепенного в картине на центр
отсутствие центра
центр на втором плане
историческая картина
фантастика
римейк
икона
притча
архитектура

Создание копии фрагмента центра композиции классического
произведения.

Практические занятия с применением средств обозначения центра композиции
в жанре – Картина

беспредметная композиция
фигура в рост
на среднем плане
историческая картина
бытовая картина
движение в картине
повтор в картине
ортогональное построение
круг
треугольник
квадрат
фантастика
римейк
икона
притча
силуэт
архитектура

Используемые материалы для работы над эскизами:
гуашь, масло, мозаика, смешанная техника

Знакомство с произведениями художников с ярко выраженным сопоставлением:
П. Пикассо, Н. Ге, П. Брейгель, В. Суриков, К. Брюллов «Последний день Помпеи»,
М. Нестеров «Видение Варфоломею Сергия Радонежского», Смолины «Стачка»,
Ф. Грек, С. Ботичелли, А. Иванов «Явление Христа народу», А. Матисс, Рембрант,
Добужинский, Малявин, Босх, А. Дейнека, Е. Моисеенко, Д. Штеренберг

Практические занятия: эскиз картины с разными обозначениями Центра

Повесть М. Чулаки «Четыре портрета».

Дизайн (изучение компьютерных программ)

Пятый курс

Первый семестр

Живопись, как известно, имеет мощную притягательную силу. Ее воздействие загадочно, интригующе и, во многом, непонятно. Этот вид искусства пластическим языком колорита, линии, формы, пространства, символа говорит о человеке, природе, культуре, любви, а иногда и ненависти.
Художник, в процессе создания произведения, выплескивает на холст поток эмоций. Все это остается в картине и живет пока живо само произведение. И не просто живет,
а привлекает на себя активное внимание общества. Душа картины воздействует на нас
и ее влияние тем сильнее, чем больше автор, в процессе создания картины, вдохнул
в нее любви, восторга, поэзии. Если поток духовности проникнут любовью, мы никогда не пройдем мимо этого полотна равнодушно. И чем больше будет наше общение
с произведением, тем больше оно нас одухотворит, обогатит. Это общение целебно для человека. Но если картина несет в себе агрессию она, как дурное слово, войдет в нас
и начнет процесс разрушения.
В картине В. Попкова «Мой день» конкретный эпизод, произошедший на глазах художника, когда он увидел сцену раздора дочери с матерью, послужил поводом
к рождению картины. Молодая девушка в сердцах бросила ключ на снег и ушла. У самого автора было несколько интерпретаций этого эпизода.
В. Попков писал: «В общих словах, приблизительно и огрублено, смысл картины «Мой день» следующий. Художник – это я, написавший за последнее время картины о старо
сти – «Воспоминания» и о молодости – «Двое», картины, которые уже ушли от меня. И
я опять остаюсь один на один с новым холстом, и мне нужно снова искать ключ к новой работе. Это пояснение очень приблизительное. В картине, наряду с конкретным, материальным, мне хотелось выразить нечто неясное, духовное, неосязаемое. Но одно дело хотелось, а другое – что получилось. И если вы видели эту работу, то ваше мнение
и есть главное... Мне кажется, очень важно для каждого художника утвердить в своем сознании право на собственное отношение ко всем явлениям жизни. Это трудно, однако необходимо. Чтобы добиться этого, нужно мужество, мучительные, сложные переживания. Мы часто забываем о том, что искусство любого народа создается конкретными индивидуальными художниками. Чем интереснее и неповторимее каждый из них в отдельности, тем самобытнее искусство в целом.
Умение наблюдать, тренировка памяти, каждодневная фиксация впечатлений в наброске, эскизе, этюде необходима для совершенствования и изучения композиции. Художники, учившиеся в пятидесятые, шестидесятые годы вспоминают, что педагоги требовали от них каждодневного рисования в любое время: в трамвае, на улице, помещениях. Благодаря этому тренингу, который вошел в повседневную жизнь, художниками создана масса интересных работ, а главное, эти рисунки послужили для создания великолепных произведений, отразивших реальность окружающего мира. Сейчас они составляют гордость музейных экспозиций и входят в многочисленные альбомы по изобразительному искусству. Если ты рисуешь конкретный портрет или предмет это набросок, но если изобразить еще и окружение объекта внимания это уже эскиз, который может перерасти в картину.

Создание эскизов на заданную тему в разных техниках,
создание сценария дипломной картины,
сбор материала к картине и эскизов на заданную тему в разных техниках,
технология материала,
создание фрагмента будущей картины в натуральную величину,
утверждение эскиза диплома

Практические занятия: эскиз картины с разными обозначениями Центра
Рембрандт «Ночной дозор», П. Никонов «Пожар в деревне», Б. Кустодиев «В бане»,
А. Пластов «Фашист пролетел», В. Попков «Хороший человек была бабка Анисья»

Используемые материалы для работы над эскизами:
гуашь, пастель, коллаж, акварель, масло

Второй семестр

создание дополнительного материала для картины
утверждение эскиза к картине
создание фрагмента картины в натуральную величину масляными красками
создание картона к картине на заданную тему
исполнение Картины

Изучение стилевых направлений в искусстве:

Возрождение (Ренессанс)
Абстрактное искусство
Древнерусское и русское искусство
Русская и советская литература
Архитектура
Иероглифы
Древняя Греция
Византия (Фаюмский портрет)
Возрождение
Иконопись (новгородская школа)
Классицизм
Барокко
Романтизм (Делакруа)
Реализм
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Кубизм (Пикассо)
Абстракционизм
Фовизм
Соцарт
Академизм
Суровый стиль
Примитивизм
Цифровая фотография
Фотореализм
Поп-арт
Неореализм
Задание: Рефераты по каждому разделу

Практические занятия: эскиз картины в разных стилевых направлениях
Джотто, П. Пикассо «Герника», Венецианов, В. Верещагин, Н. Андронов «Плотогоны»,
А. Лентулов «Василий Блаженный», Б. Кустодиев «Масленица», И. Левитан «Солнечный
день», К. Петров-Водкин «Тревога».

Используемые материалы для работы над эскизами:
гуашь, акварель, масло

Список предлагаемых для разбора картин:
В. Попков: «Тишина», «Воскресенье», «Майский праздник», «Пушкин», «Двое» – прямоугольник (гармония), контраст, «Работа окончена» – контраст, столкновение вертикали и горизонтали, драматизм, «Семья Болотовых» – круг, ритм, дробность
предметов в целом, контраст, «Северная песня» – ритм. «Строители Братской ГЭС» – ритм, прямоугольник, контраст, «Хороший человек была Бабка Анисья» – ритм, круг.

Используемые материалы для работы над эскизами:
гуашь, акварель, масло

Театр Ленком, декорации. Образ в театре.

Фильм «Шумный день». Эпизод с шкафом (как танк).

«Летят журавли» - Калатозова, Параджанов.

Театр Ленком – «Иванов», «Вор», «Оптимистическая трагедия».

Тарковский «Андрей Рублев» – Белые стены храма без крыши.

Чистый холст «Обнаженная под снегом…Обнаженная земля.. Чистый холст».

Умение направлять зрителя названием работы. Спуск в метро под землю – в Подмос
ковье.


Примеры понимания картин с точки зрения композиционных принципов

Смолины «Стачка»

Попробуем понять картину Смолиных «Стачка» с точки зрения законов композиции и колорита. Через что передана напряженность, драматизм. Форма-прямоугольник, контраст: мощные формы заводских конструкций и живые люди. Жесткая декоративная черная шестеренка вносит драматизм.
Ритмичное движение, обращенное на зрителя.
Разнообразие форм и линий говорит о сложности и запутанности происходящего действия, психологической неустойчивости. Напряженность и контраст цвета и тона на лицах усиливает напряжение.
Главная деталь – шестеренка – выделенная декоративностью, тоном, силуэтом .
Тяжелый рабочий механизм и деревянные столбы конструкций похожи на гильотину. Художник обозначает трагедию.

Д. Веласкес «Сдача Бреды»

Произведение искусства, по выражению П. Флоренского, есть «запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее». Интересно отметить, что
в этой картине Веласкеса «ключ» к ее чтению совпадает действительно с изображением ключа от крепости. Нет сомнений, что этот ключ является центром композиции, находящимся в центре холста, и специально выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике.

Сурикова «Утро стрелецкой казни»

В правой части картины изображены силы власти, подавляющие народное сопротивление. Именно здесь господствует упорядоченный ритм стен и башен Кремля, виселиц, стройных рядов солдат Преображенского полка, царской свиты. Слева – готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного, являясь основанием соборности и крепости государства. Казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью). Узорчатая архитектура собора Василия Блаженного, цветные купола, перекликаются с пестрой, нарядно и разнообразно одетой народной толпой. Картина асимметрична. Народ занимает большую часть её пространства. Суриков явно сочувствует народу, стрельцам. Поэтому Пётр I, виселицы и Преображенский полк отодвинуты на второй план, в правый угол картины и изображены мелко и вместе с иностранцами. Клином друг в друга врезаются правая часть картины с Петром и непоколебимой стеной Кремля.


К. П. Брюллов «Последний день Помпеи»

При помощи пересекающихся ритмических линий создает впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, – вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и динамизм всему действию.

В. Попков «Тишина»

У В. Попкова есть несколько эскизов к этой картине. Замысел возник, как часто бывало, в одной из поездок за город с друзьями на майские праздники. Недалеко от станции Голицыно, Попков обратил внимание на игру детей в классики.

Расчерченные на асфальте клетки надо было пройти с закрытыми глазами, не наступив на черту. Мак-дурак называется. В этой простой игре Виктор, вдруг, увидел и беззаботное детство, и движение вслепую, когда каждый шаг – опасность. Можно выйти из игры. Словно движение по минному полю. Выход из квадрата грозил трагедией. Таковы правила нашей жизни: живи по правилам установленным режимом. И даже грань при этих правилах невозможно увидеть. Брошенный храм – отсутствие духовности, покровительства благодати. Скульптура воина не защищает, а обозначает свое присутствие. В одном из эскизов присутствует летящая черная ворона.

В. Попков «Работа окончена»

Лежащий человек непросто спит. Он открыт перед миром – движением его левой руки и просит благодати у жизни – правой. Умиротворение горизонтально лежащей фигуры усугубляется движением сверху вниз тяжелой шторы, словно пронизывающей фигуру, как гильотина. Или движение души через ту же штору, как в потоке свету через тьму города цивилизации. Так или иначе, это мысль ухода из жизни. Подсознательно зритель видит трагедию и переживает с автором именно через элементы композиционного строя перекрестия вертикали и горизонтали. Усиливает ощущение отражение искусственного света лампы в окне. Движение вверх повторяет и здание высотки слева и башня с часами указывает на скоротечность времени, усиливая движение. Все эти элементы, объединяясь, доносят до нас тревогу, заложенную художником, сложившим смиренно ноги крестиком.

А. Иванов «Явление Христа народу»

В картине А. Иванова «Явление Христа народу» внимание всех персонажей огромного полотна направлено на небольшую фигуру Христа идущую в пространстве. Одинокая фигура в пейзаже уже притягивает внимание зрителя. Этому не мешают многочисленные и крупные фигуры людей на переднем плане. Иоанн Креститель усиливает движение руками с крестом наше внимание. Так же этому способствует движение гор на заднем плане и треугольник пейзажа за горой, по которой идет Христос. Последние в группе всадники замыкают акцент на главном. Фигура Христа является началом движения к воде. Тем самым мы уже понимаем кто здесь главный в этой сцене крещения. Движения фигур от главного персонажа плавно перетекает, как маленький ручеек, в главную реку, где происходит крещение. Автор не показывает основной момент из Евангелия – крещение Христа, но построение композиции сюжета дает нам право говорить о том, что здесь происходит.

П. Никонов «Геологи»

Тщательно выполненная картина с детальной проработкой деталей, характерная для академической живописи не позволяет в должной мере почувствовать и понять образ, который автор создал в работе. Яркий пример тому холст П. Никонова «Геологи», выдержавший жесточайшую критику со стороны руководителей государства на выставке «30 лет МОСХ» в 1962 году в Манеже. Отсутствие конкретного внимания к деталям позволяет включиться в поток эмоций и драматизма, предлагаемых автором. Обобщенный образ геологов, людей очень опасной и трудной профессии постоянно в своих изыскательских поисках встречающихся с лицом к лицу с проблемами и риском для жизни в не приспособленных условиях жизни. Художник, переживший все эти трудности, когда путешествовал с группой геологов в тайге и чуть не погиб, внес боль, страх в картину. Прежде всего, на нас воздействует именно содержательная информация. А пластика холста дает лишь повод почувствовать и пережить вместе с автором тот поток чувств, который испытал мастер. В этом ценность воздействия произведения искусства.

Если бы автор написал портретные характеристики каждого геолога, это была бы песня о конкретных людях позирующих перед художником. Но это иная задача и более конкретная.

Используемая литература:

Н. Молева, Э. Белютин «П.П. Чистяков. Теоретик и педагог»
издательство «Академия художеств СССР». Москва. 1953 г.

Н. Тарабукин «Ритм в искусстве».
Новый журнал. Нью-Йорк. 1994 г.

А.А. Дейнека «Учитесь рисовать».
издательство «Архитектура-С». Москва. 2005 г.

Б.В. Раушенбах «Пространственные построения в живописи».
издательство «Наука». 1980 г.

Сборник «Проблемы композиции»
издательство «Изобразительное искусство». Москва. 2000 г.

Е.А. Кибрик «Искусство и художник»
издательство «Молодая гвардия». Москва. 1959 г.

Н.Н. Третьяков «Образ в искусстве»
издательство «Свято-Введенская Оптина Пустынь». 2001 г.

Леонардо да Винчи «Суждения о науке и искусстве»
издательство «Азбука». Санкт-Петербург. 2001 г.

О.А. Авсиян «Натура и рисование по представлению»
издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1985 г.

О.Л. Голубева «Основы композиции»
издательство «Изобразительное искусство». Москва. 2001 г.

Е.В. Шорохов «Основы композиции»
издательство «Просвещение». Москва. 1979 г.

Ю.Н. Попков Художник Виктор Попков»
издательство «Инфорком-пресс». Москва. 1998 г.

popkov-art@yandex.ru







Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
17.03.2017
Выставочный зал РОО "Товарищества живописцев МСХ" на 1-й Тверской-Ямской, 20 работает в будни и в выходные дни. Часы работы Выставочного зала и галереи: пн. - пт. с 10.00 до 19.00 сб. - вс. с 10.00 до 17.00
+7 (499)251-51-08

20.02.2016 Дорогие члены Товарищества живописцев МСХ!

Напоминаем вам, что все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 100 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

30.12.2015 Список выставок Товарищества живописцев в 2016 году
Подробнее


23.08.2015 Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube


20.08.2012
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой

в Переславле-Залесском в октябре 2012

Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Уважаемые художники Товарищества живописцев, для участия в Виртуальных выставках обращайтесь exibvirtual@mail.ru

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...



Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Видеорепортажи с наших выставок

Вниманию художников членов ТЖ МСХ
Издательство Живопись-Инфо собирает материалы для издания томов энциклопедии. 1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25





20.04.2017
"Этюд-Дневник" // Москва
С 8 апреля по 14 мая идет выставка живописи Григория Блуднова в музее "Дом Гоголя" (Никитский бульвар, 5). На выставке представлено примерно 50 работ, выполненных… далее

17.04.2017
Свободова Наталья Николаевна // Каталог
Родилась в 1936 г. в Москве. Получила образование сначала в Художественном училище «Памяти 1905 года», а затем на художественном факультете Всесоюзного государственного… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Тел.: +7(903)7306465 | Написать письмо