НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


КОHТАКТ

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Наша страница на facebook

Московские живописцы на FB

Содружество художников МСХ на facebook

Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:

















Московские Живописцы



Борис Петрович Чернышев. Статья Л.И. Острецовой. 1965 г.


Более четырех десятилетий работает в искусстве художник-монументалист Борис Петрович Чернышев. Образный мир его произведений входит составной частью в жизнь современных архитектурных ансамблей и комплексов, наполняя их строгие формы поэзией и музыкой.1

Родился Борис Петрович в семье служащего в 1906 году. Склонность к изобразительному искусству, проявившаяся еще в детские годы, приводит его в 1927 году во ВХУТЕИН.

Это время становления советского монументального искусства. Перед художниками открыта возможность непосредственного разговора языком своих произведений с самыми широкими кругами зрителей. Произведения искусства занимают фасады домов, площади и улицы городов. Эта возможность привлекает Чернышева. И именно поэтому первыми работами художника по окончании института становятся произведения монументальной живописи, которые он создает на Государственном Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения: сграффито на фасаде механического цеха, прославляющее торжество освобожденного труда, и фреска «Демонстрация на Красной площади».

Индивидуальность автора сказалась уже в первых работах. Раскрывая темы большого общественного звучания, Б.П. Чернышев стремится избежать ложной патетики и помпезности, он идет по пути создания образов, полных лиризма, внутреннего спокойствия и задушевности.

С 1935 по 1941 год Борис Петрович Чернышев выполняет росписи шлюзовых будок канала «Москва-Волга», интерьера административного корпуса ВСХВ, панно «Положение женщины в Советском Союзе» для Гострудпрофилактория, роспись фасада жилого дома по Оружейному переулку на тему «Дети». Автор создает эти работы с учетом архитектурной среды. Поиски современного стиля монументальной живописи, соответствующего новой архитектуре, начало которым было положено этими работами, характеризуют все творчество художника в дальнейшем.

В годы Великой Отечественной войны Б.П. Чернышев находится в действующей армии.

В 1946 году художник вновь обращается к проблемам синтеза архитектуры, монументальной живописи и скульптуры. В течение ряда лет он принимает участие в качестве макетчика в проектировании высотного дома на Смоленской площади (архитекторы В.Г. Гельфрейх и М.А. Минкус), Дворца культуры и науки в Варшаве (архитекторы А.А. Великанов, И.Е. Рожин, Л.В. Руднев, А.Ф. Хряков). Работы непосредственно над проектом развили глубокое понимание архитектуры, умение чувствовать природу форм, объемов, гармонии.

К шестому Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве художником были созданы два мозаичных панно: «Юноша с Огненной земли» и «Девушка с Маркизских островов» из серии «Гости фестиваля в Москве» на здании Зеленого театра в ЦПКиО им. Горького (арх. Ю.Н. Шевердяев). В исполнении принимала участие группа студентов Архитектурного института. В силу широты трактовки автором идейного замысла, панно явились единственными произведением монументального искусства, сохранившимися до настоящего времени с того памятного события.

Секрет многих творческих удач Б.П. Чернышева объясняется его любовью к самому материалу. Для каждой мысли, каждой темы он умеет найти соответствующую технику. Нередко сам материал вносит коррективы в характер образного воплощения замысла художника, что особенно ярко выражено в его мозаиках из естественного камня.

Идея создания мозаичных работ из натурального камня крупного модуля зародилась у Бориса Петровича в процессе исполнения мозаичного панно «М.И. Кутузов» для Московского метрополитена по эскизам П.Д. Корина. В дальнейших самостоятельных работах художник уделял ей все больше и больше внимания. Почти во всех произведениях Б.П. Чернышева последних лет встречается применение мозаики из натурального камня с цементом. Техника кладки резко отличается от классических мозаик: римской, равеннской и флорентийской, где материал строго подчиняется заранее созданному рисунку. Чернышев кладет камни свободно, с большими интервалами. Он умеет найти место каждому камню, заставляя звучать его фактуру и цвет. В произведениях художника материал как бы сам непроизвольно строит форму. Желая еще больше усилить этот момент, автор нередко энергично подчеркивает силует глубоким рельефом.

К мозаикам, выполненным из естественного камня с применением рельефа, следует отнести композицию «Москва» на фасаде дома № 43 по Ленинградскому проспекту в Москве (арх. А.Д.Меерсон и Е.В.Подольская), мозаику на пилястрах Дома пионеров на Миусской площади (арх.К.О.Шехаян), которая была осуществлена бригадой художников в составе В.А. Гридина, А.Ф. Корноуховой, А.Д. Лукашевкер, Б.П. Чернышева и Т.А. Шиловской. В технике мозаики с применением естественной местной гальки выполнена роспись холла пансионата Президиума Верховного Совета СССР в Крыму, турбазы ЦДСА в Кудепсте. Оба объекта созданы Б.П. Чернышевым совместно с художницей Т.А. Шиловской. Их творческое содружество началось с работы над панно «Искусство», которое находится в настоящее время во дворе жилого дома художников по улице Усиевича в Москве2. На фасаде того же дома3 установлен фрагмент мозаики «Тамара», созданный Б.П. Чернышевым в процессе работы над панно к проекту памятника М.Ю. Лермонтову.

Художник последовательно продолжает поиски современного стиля монументальной живописи. Сохраняя лирическую настроенность и музыкальность ранних композиций, автор отказывается от излишней детализации. Художественный язык его произведений становится лаконичным, образы – обобщенными, художник стремится проникнуть в сущность явлений. Все это отвечает тем требованиям, которые современная архитектура предъявляет монументальной живописи. Вот почему произведения Б.П. Чернышева так гармонично существуют в архитектуре.

Наиболее значительными работами художника в монументальной живописи являются мозаики для пансионата на Клязьминском водохранилище: «Мужество», «Грация» и «Юная», нашедшие место в экстерьере; «Весна», «Индия», «Дубовый листок» и «Композиция»,/а также - «Девушка с золотыми волосами» - М.Ч./, установленные в холлах отдельных корпусов и в зимнем саду (архитекторы В.М. Гинзбург, Л.В. Карлик и А.Д. Меерсон).

В этих работах нашли наиболее полное выражение отличительные черты творческого метода художника: философский подход к раскрытию темы, прекрасное владение техникой и учёт окружающей среды. При создании произведений для /пансионата./ Клязьминского водохранилища, как и во всем творчестве, Борис Петрович Чернышев обращается к традициям древнерусской монументальной живописи.

В настоящее время художник работает над большими эпическими композициями «Россия», «Земля и люди». Темы близки ему глубокой философской направленностью и гуманизмом. В работах последних лет автор вновь обращается к технике фрески, которую он теперь сочетает с мозаикой и рельефом.

Произведения Бориса Петровича Чернышева в области монументальной живописи не могут дать полного представления о художнике. Музыкальность и поэтическая настроенность, звучащая в больших композициях, не менее ярко проявляются и в станковых работах, носящих более камерный характер. Б.П. Чернышева привлекают скульптура, живопись и графика. Излюбленный материал художника в скульптуре – глина, в рисунках – карандаш и уголь, в этюдах – акварель и темпера. Живописные произведения написаны широко, в свободной манере, акварели мягки и прозрачны. Многочисленные пейзажи, портреты и натюрморты, созданные Б.П. Чернышевым, говорят о нем как о тонком колористе.

Канд-т иск. Л.И. Острецова.

Борис Петрович Чернышев (1906.6 авг.-1969.25 янв.)
1906. Родился в деревне Городищи Осеевской вол. Богородского уезда
Московской губ. Теперь это пос. Свердловский Щёлковского р-на Московской области. Был
шестым из семи детей в семье служащего Петра П.Чернышёва.

1914-1918. Начальная школа в д. Анискино.

1918. Семья переехала в Пензенский уезд Саратовской губернии.

1925. Окончил среднюю школу в г. Кузнецке Пензенского уезда. Работал сельскохозяйственным рабочим, учителем, культпросветорганизатором, завед. избой-читальней, директором начальной школы.

1927-1930. Учился во ВХУТЕИНЕ, на текстильном, затем живописном факультете у Н.Удальцовой, Л. Бруни, В. Фаворского, П.Кузнецова, И.Истомина.

В 1930-м переведён в Академию художеств в Ленинграде и в 1931-м окончил её как живописец-монументалист, диплом писал под рук. К.Петрова-Водкина и Ф. Киплика.

1931-1935. Художник, в разных организациях Москвы. Фрески и оформительская работа.

1935-1936. Художник Трудпрофилактория на 2-й Мещанской. Роспись, фрески и сграффито. Ездил в Ферапонтово.

1936-1947. Художник в Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. Росписи на различных объектах Москвы, на ВСХВ. Занимался монументальной и станковой живописью (писал маслом и акв.), скульптурой, рисовал.
1941, 5 авг. – 1946, 17 марта – рядовой Советской Армии. Участвовал в боях под Тулой (осень1941г.), в частях Ш Белорусского фронта под Кенигсбергом (Зеерапен, Гумбиннен, Инстербург, Пиллау весной 1945г.) и в войне с Японией в 1945-1946г. В составе армии прошёл пешком от Улан-Удэ через Монголию, Гоби и Чахар, Хинган в Порт-Артур. Много рисовал и писал темперой и акв. по бумаге. В запасных частях (1942-43г. в Поволжье, Алабино) начал писать по газете, делал фрески, сграффито, оформления казарм и др. Писал темперой и рисовал, занимался скульптурой в глине.

За участие в военных действиях награждён Орденом СЛАВЫ Ш степени, медалями «ЗА ОТВАГУ», «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ», «ЗА ВЗЯТИЕ КЕНТГСБЕРГА» и другими

1946-47г. Художник в М.Т.Х.

1948-1952 .Архитектор-скульптор в Моспроекте, в группах В. Гельфрейха (Высотный дом на Смоленской пл.) и Л. Руднева (ДКН в Варшаве)
1952-1966. Художник в КДОИ.В 1958 вступил в МОСХ.С 1966 пенсионер.

Преподавал: 1937-1941г. – в МАРХИ, в 1948г. в худ-ремесл. училище №64 и в 1958-1961г.- в Суриковском институте технику монументальной живописи.

С конца 1940-х занимался мозаикой, писал фрески, сграффито, занимался скульптурой в глине, писал темперой и акв. по бумаге, рисовал, в конце 1950х занимался линогравюрой и энкаустикой.

Персональные выставки: 1967 (при жизни), 1990, 1999-2006 -13 персональных выставок в
центральной России. 2007. Персон. выставка в ГТГ. Произведения находятся в более чем 30 музеях России и множестве частных коллекций в России и за рубежом.

Похоронен на родине, в пос. Свердловский Щёлковского р-на Моск. обл. Был женат
на художнице Наталии Петровне Ефименко (1908-1989), имел троих детей.


 





Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
30.11.2018
Выставочный зал РОО "Товарищества живописцев МСХ" на 1-й Тверской-Ямской, 20 работает в будни и в выходные дни. Часы работы Выставочного зала и галереи: пн.-пт. с 10.00 до 19.00 сб.-вс. с 10.00 до 17.00
+7(499)251-51-08

ВЫСТАВКОМ на Рождественскую выставку Уважаемые художники, дорогие друзья! 23 декабря с 11.00 до 13.00 в выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20, состоится отбор произведений к Рождественской выставке. Тема выставки - РОЖДЕСТВО и НОВЫЙ ГОД. Приглашаем на выставком. Дата открытия будет объявлена на выставкоме. Правление ТЖМСХ.

ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:


"Мир детства". ЦДХ

"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20

"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11

Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20

Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20

ВИДЕОСЮЖЕТЫ:


Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube

Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012

Видеорепортажи с наших выставок

СТАТЬИ:


Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:


Объявление В связи с изменением сроков подачи выставочных планов на 2020 год, принятых на заседании Правления РОО «ТЖМСХ» № 10 от 15.10.2018, просим обратить внимание желающих провести выставки своих работ в залах МСХ в 2020 году на следующие изменения.Читать далее...

Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 200 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Издательство Живопись-Инфо собирает материалы для издания томов энциклопедии. 1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25


06.12.2018
Татьяна Ипатенко "Творческие работы" // Москва
С 10 по 22 декабря 2018 года в выставочном зале Товарищества живописцев Московского союза художников на 1-й Тверской-Ямской, 20 состоится персональная выставка Татьяны… далее

30.11.2018
Глухова Ирина Максимовна (Irina Gluhova) // Каталог
Академик Российской академии художеств, 

Заслуженный художник, Член Московского Союза художников, 
Член ВТОО «Союз художников России»&#8232… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Тел.: +7(903)7306465 | Написать письмо