|
"Сто лет династии Горских-Чернышёвых". Статья Виктора Калашникова Сто лет художественной династии Горских-Чернышёвых отмечается в этом году интереснейшей выставкой, представляющей четырёх художников. Каждый из них узнаваем, своеобразен, но вместе с тем, их работы создают исключительно цельное пространство воплощённых в гармонических цветовых созвучиях образов.
Старейшина этой замечательной семьи живописцев, признанный авторитет в среде советских художников, Николай Михайлович Чернышёв в 1911 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у таких выдающихся художников, как В. Серов и К. Коровин. Не повторяя своих учителей, он создал собственный поэтичный запоминающийся мир образов, немало сделав и для развития монументального искусства и отечественной художественной школы в целом. Замечательный мастер В.А. Фаворский определил особость творчества Чернышёва как «монументальный лиризм», видя в этом сугубо национальную эстетическую тенденцию. Действительно, всемирно признанные шедевры русского искусства, фрески и иконы XV-XVII веков отличаются удивительным соединением величавой торжественности и доверительной открытости зрителю. В творческой судьбе Николая Михайловича был и этап творческого эксперимента с формой, характерный для многих художников начала ХХ века, где было место и кубистически переживаемой конструкции объектов, и изысканности линейных ритмов в духе «мирискуссников». Но в итоге мастер пришёл к тонкому синтезу традиционных форм станковой картины и монументального искусства. Знаток древнерусской культуры, участник литературно-художественных объединений, среди которых особое место занимает ориентированный на поиск гармонизированного философского мировосприятия «Маковец», он выработал художественный язык, соединявший переживание натурного мотива и деликатную переработку живых форм, подчинённую задачам утверждения плоскости. Самые динамичные из его холстов, запечатлевшие пионерок ли с горнами и знамёнами, символические ли фигуры, воплощающие представления о чуде весеннего пробуждения или о реальности земного благоденствия среди цветов и птиц – всегда построены на прочной связи композиция с форматом, на колористическом соподчинении всех элементов изображения единой ритмике, в которой увязываются тональные, цветовые, линейные структуры.
Дочь Николая Михайловича Екатерина в значительной мере стала продолжателем направления, выбранного отцом, но сформировала на этом пути свой круг сюжетов и мотивов, своё понимание пластических задач. Часто обращённые к темам женственности и отрочества-юности холсты Чернышёвой отмечены переживанием красоты, быстротечной в своих проявлениях, неуловимой для утомлённого мельканием повседневности глаза. В формальном отношении её работы выделяет вкус к выразительности силуэта, что способствует ритмической организации композиций, внятность цветовых отношений, глубоко прочувствованное использование свободного от деталей пространства, выступающего в качестве цезуры в мелодике холста. Сквозная же тема произведений Екатерины Николаевны — чистота, будь это взгляд девочки-подростка, снег, укрывший поля, или водные струи лесной речки. Обладая исключительным даром портретиста, Чернышёва часто строит композиции по типу предстояния, предполагающему прямой диалог персонажа со зрителем. Или же останавливается на профильной ориентации, как бы отстраняя своих героев, сберегая их мир, законы которого постепенно открываются внимательному взору. Благодаря этому её холсты, как правило лишённые стремительного, порывистого движения, обретают метафорический смысл, повествуя о сложности простоты, об изменчивости и вечности.
Супруг Чернышёвой — Андрей Петрович Горский и в своей человеческой судьбе, и в творчестве воплотил характернейшие черты и эпохи в целом, и профессионального сообщества художников. Лучшие качества московской живописной школы: звучность колорита, особая ценность плотной тональной структуры, эмоциональная насыщенность каждого цветового пятна, каждого мазка — всё это присуще мастеру, прошедшему в своё время блестящую школу сначала в МСХШ эпохи её легендарного взлёта (Горский был в её первом наборе, давшем целую плеяду классиков), затем в институте имени В.И. Сурикова. Счастливо соединил Андрей Петрович своё творчество и линию жизни в целом. Будучи ещё начинающим художником, он увлёкся русской историей, и тема напитанной токами времён, покрытой следами людских трудов и судеб земли стала для него важнейшей. Уже первый яркий опыт – цикл картин, навеянный образами гениальной «Хованщины», представил автора яркого, свободно оперирующего масштабом и пространством своих холстов, мыслящего образами эпическими, обращёнными к архетипам национального сознания. Глубокое постижение трагизма народной жизни на её самых напряжённых поворотах позволили появиться ставшему хрестоматийным в истории отечественного искусства полотну «Без вести пропавший», посвящённому не столь дальнему прошлому. Андрей Петрович стал одним из первых авторов, кто смог в образе ещё не обретшем тогда историческую перспективу, показать величие недавних событий. Одновременно Горский является одним из признанных лидеров движения за сохранение культурного наследия нашего народа, возглавляя на протяжении многих лет комиссию по охране памятников Союза художников России. Во многом его усилиями был сохранён исторический облик столицы. В собственном творчестве Андрея Петровича виды Москвы и других старинных русских городов обретают то восторженное и торжественное воплощение, как в триптихе «Красная площадь», то раскрываются в лирическом, камерном ключе в изображениях обжитых, уютных, несущих приметы времени уголков.
Продолжатель династии Николай Горский-Чернышёв принадлежит к поколению художников, вступивших в пору активного самостоятельного творчества в 80-х годах прошлого века, когда многое переосмыслялось, что-то из опыта прошлых лет бралось на вооружение, что-то отбрасывалось, а иные перипетии исторической судьбы открывались заново. Николай был избавлен от многих бесплодных заблуждений, воспитываясь в атмосфере строгого понимания истинности ценностей, проверенных и эстетическим, и нравственным опытом. Очевидно, поэтому среди созданных им образов так часто встречаются изображения храмов, святых мест Православия, портреты священников. Конечно, он развивает и темы, раскрытые творчеством родителей – например, увиденная внимательным и любящим, не туристическим взглядом, привычно несущая тяготы, но и бесконечно прекрасная деревенская Русь, но появляется в его работах и особая нота сосредоточенного, напряжённого спокойствия, звонкой тишины, ожидания чего-то важного, светлого, пока лишь угадываемого. При этом композиции строятся зачастую на резких столкновениях масс, смелых касаниях и обрезах силуэтов, контрастном сопоставлении тональных пятен.
Объединяет же творчество четырёх мастеров любовь к родной земле, её природе, людям, великой и трагической истории. Выставка является наглядным свидетельством разнообразия и неисчерпаемости форм реалистической традиции, её способности ответить на любые проблемы, актуальные для современного сознания.
Виктор Калашников
|
|
|
|
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
25.06.2024
РАСПОРЯЖЕНИЕ о передаче показаний счетчиковЧитать или Скачать
ПОРТФОЛИО для вступающих в ТЖ художниковСкачать
Часы работы Выставочного зала и галереи на Тверской-Ямской, 20:
пн - пт. С 12.00 до 19.00
сб -вс с 10.00 до 17.00
Выставочный план Галереи живописного искусства ТЖ МСХ на 2024 год
(1-ая Тверская–Ямская, 20)
25.12.2023г - 13.01.2024 г – Рождественская выставка
15.01 – 27.01.24г – персональная выставка Стеняевой О.Ю.
29.01 – 10.02.24г – персональная выставка Помелова Ф.В.
12.02 – 24.02.24г – персональная вставка Ткаченко И.П.
26.02 – 09.03.24г – групповая выставка: Атоян , Балаян, Ованесов, Сафарян, Таждинов.
11.03 – 23.03.24г – выставка творческого наследия Затуловской Р.С., к 100-летию со дня рождения
25.03 – 06.04.24г – «Портрет». Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Кураторы выставки: Иванов А.Н., Стекольщиков А.В., Лотова В.
08.04 – 20.04.24г – персональная выставка Окиташвили В.Ш.
22.04 – 04.05.24г - персональная выставка Стрелкова Д.П.
06.05 -18.05.24г – выставка творческого наследия Толстого О.В.
20.05 – 01.06.24г – персональная выставка Рыбниковой О.Н.
03.06 – 15.06.24г – персональная выставка Моисеева Е.И.
17.06 – 29.06.24г- выставка Фролова П.С. и творческого наследия семьи: Фролова Л.П., Толкач П.Н., Шибанова Е.П.
01.07 – 24.08.24г – Летняя выставка. Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Куратор выставки Грошев П.И.
26.08 – 14.09.24г – выставка ко Дню города. Кураторы выставки: Попков Ю.Н., Андрианов А.В.
РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать
СКИДКА НА ОФОРМЛЕНИЕ В БАГЕТ 20%.
Выполняем работы любой сложности.
Ждем Вас в салоне, по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, 20
Галерея живописного искусства, 0-й этаж.
Скидка действует при предъявление Членского билета Московского союза художников.
Скидка не суммируется с другими скидками, программами и акциями.
тел.: 8 906 732 24 18.
Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны»
Смотреть
ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:
"Мир детства". ЦДХ
"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20
"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11
Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20
Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20
ВИДЕОСЮЖЕТЫ:
Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012
Видеорепортажи с наших выставок
СТАТЬИ:
Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...
Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 300 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.
Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...
Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников,
Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)
Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25
30.09.2024
Мария Наумова. «Луч света» // Москва
С 14 по 26 октября 2024 года в Галерее живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, 20 будет идти выставка Марии Наумовой "Луч света". Зритель, впервые посетивший
далее
07.10.2024
Зуев Сергей Владимирович (Sergey Zuev) // Каталог
Член Московского Союза Художников. Участник российских и международных выставок, в том числе персональных выставок в Центральном доме художника, Брянском областном
далее
|
ОПРОС |
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
|
ПОДПИСКА |
Ваш e-mail:
|
ССЫЛКИ |
|