НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


КОHТАКТ

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Наша страница на facebook

Московские живописцы на FB

Содружество художников МСХ на facebook

Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:


















Московские Живописцы



Статья С.А. Гаврильяченко "Младые, незнакомые. (Размышления ветерана молодежного движения)""


Третья выставка «Молодые художники России» завершает первое десятилетие нового тысячелетия. Ворожба складывающихся чисел побуждает внимательно всмотреться в экспозицию и отдельные произведения в надежде разгадать будущее СОВРЕМЕННОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА.

Не единожды при подготовке выставок подобного масштаба (ныне посильных лишь «Союзу художников России») слышишь возбуждающие суждения, призывающие к неведомо «новаторскому», соответствующему «XXI веку», «третьему тысячелетию», должному преодолеть демагогически придуманную косность, понимая скрытую под ней красоту и совершенство исторически сложившихся в культуре традиций. Предвидя неизбежность магического воздействия миллениума на некрепкие умы (опасаясь, прежде всего, за слабость собственного), попытался запомнить переход от 31 декабря к 1 января как в 2000, так и, на всякий случай, в 2001 годах. Последние деньки уходящего были серенько-нудными, тепловато-раскисшими. На удивление, такими же оказались и первые сутки долгожданного столетия-тысячелетия. Равнодушная природа отказалась замечать грандиозность рубежа, оставив его фантомность возбудившемуся коллективному то ли «сознательному», то ли «бессознательному», одинаково кинувшихся накликать неведомое, готовых ради зудного удовлетворения привить культуре хоть чуму, хоть СПИД, предполагая (не без экспериментаторского интереса) наблюдать скорость гибели «старого». Накликать-то можно, а вот наблюдать со стороны вряд ли получится. Федор Михайлович Достоевский, великим сердцеведением предвидя будущее, словами старца одолевающими беса-Ставрогина, остерегает нас: «Некрасивость убьет».

Пока в течение полугода готовилась выставка, не единоджы вспоминались горячечные речения Дмитрия Карамазова – «поле битвы – душа человека». Но вот тысячи работ, прошедших вычурность электронного отбора и строгую простоту «живого» выставкома, собрались в залах третьего этажа самого большого, единственно профессионального Центрального Дома художника с его благородно пропорционированной простотой стен и пространств, призванных не отвлекать, а сосредотачиваться на уникальной рукотворности. Реалии отмели предположения. Оказалось, что на выставку пришли не «неведомые молодые», а «какие есть», верные идеям профессионального сообщества. Избранные от многих званых оказались в своем большинстве сторонниками вечно современной классики, вобравшей в себя и имманентно присущий русской жизни реализм и остывшую до пепла авангардную магму.

Коротко отвлечемся от выставки в попытке утвердить понятие «современное классическое искусство». Уже столетие «современное» из дополнительного определения превращают в пограничный столб, упорно тоталитарно загоняющий в резервации исторически сложившиеся традиции. Подлинно современное в классической культуре проявляется в последовательном претворении в будущее начальных, архаических, родовых основ мировидения. Ныне утверждаемое оккупационное «современное» - некий фантастический симулякр культуры, искусства, завоевывающий свое пространство по законам дистанционных техно-войн, когда даже слабая попытка отстоять родное умножает торжествующую агрессию. Запуганно впадая в парализующее уныние, заранее чувствуя поражение, вдруг обнаруживаешь даже у нелюбимых футурологов неизбежное появление крупинки-инсургента, от которой начинают крошиться совершенно отлаженные механизмы агрессии, вспоминаешь, что ты сам плоть от плоти народа-партизана, способного в последних «арьергардных боях» отстоять родное – «классическое - современное». Понимаешь, что нужно противостоять упорству демиургов из «экспертного сообщества», с последовательностью удавов замещающих плодотворящие идеи - проектами, слово – текстами, смыслы – бесконечностями препарирующих дискурсов, образность – артефактами…, противостоять всем этим и им подобным реинкарнации «иконоборчества», отрицающего возможность этически зримого, слышимого, читаемого воплощения то неуловимо тонких интуиций души, человеческих чувств, то предчувствий тектонических потрясений, переживаемых через очищающий катарсис.

Второе слово в триаде после «современного» - «классическое», пока ясно утвердившееся лишь в музыке. Если его перенести на другие «свободные художества», то окажется обязательным полноценное или, на крайний случай, фрагментарное «академическое» образование, формирующее критерии, отделяющие профессионализм от взбесившейся самодовольно-самодеятельной, глумливо-провокационной деструкции. «Классика» обременяет обязательностью стремления к авторскому «качеству» и способностью творить в многотрудных формах симфонизма, «большого романа», «большой картины».

Памятуя о «современном» и «классическом», можно более точно оценить достоинства и проблемность выставки 2010 года, сравнив с сомасштабными форумами 2007 и 2002 гг., восстановивших прерванную на десятилетие традицию проведения всеохватных и по географии и по видам искусств молодежных выставок. Во-первых, видимо, происходит естественная сепарация «современных молодых» на адептов «винзавода», «гаража», «кондитерской фабрики» и прочих «энвайроментов» и на «молодых профессионалов» с их последним прибежищем – ЦДХ, и, как следствие, окончательное становление «центров силы». Внешне благодушное желание создать конгломерат, включающий в себя «всё», напоминает как о «горбачёвских» фантазиях, так и об их последствиях. Парадоксальный русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев предупреждал о гибельном умалении «цветущей сложности», о «великой либеральной лжи», кажется, устраняющей вольтово напряжение противостояний, но на самом деле, нивелирующей полноту жизни, холопящей сознание, приводящей к оруэлловскому благополучию.

Впрочем, прочь филиппики! Вернемся к выставке. Кажется, мы стали свидетелями смены поколений. Ушли в официальную зрелость мастеров лидеры 2002 года, «родившиеся в СССР», способные лично, судьбой ощущать «античную трагедию русской жизни», посильно переживать ее через сюжеты, образы, доступные изобразительности. Нечто подобное происходит с уходом поколения олимпийских чемпионов и их великих тренеров, воспитанных на «советском заделе». Новое поколение, очевидно, не менее талантливое и толковое, по-настоящему «младое, незнакомое». Для себя на первый поверхностный взгляд определяю его как умное (что не всегда на пользу, прежде всего, живописи), крепко рациональное, изощренно-формально-профессиональное, одним неясным словом «эстетское». Это первое по-настоящему постсоветское поколение. Если для тебя «новая Россия» осколок великой державы (нечто подобное переживали созревшие до 1917 года личности в 30-е годы, когда стало ясно, что прошлое не вернется и надо самоотверженно отстраивать любимую страну), то для них это родной «день и час», с кажущимся исчезновением «больших и трагических смыслов» (хотя, впрочем, социологи и культурологи все точнее фиксируют «социальные», «красные» тренды именно в искусстве молодых, отрицающих медийно навязываемую гламурность).

Оставляя за зрителями, как и самим себе, право ценить отдельные произведения, решусь зафиксировать наиболее эфемерное – искусство экспозиции. Пожалуй, только две-три институции – «Союз художников России», «Московский» и «Санкт-Петербургский» союзы художников, да «старые» музейщики исповедуют культуру экспозиций, выявляющих достоинства каждого отдельного произведения через его включение в общее созвучие, в отличие от доминирующей моды «авторских музейно-выставочных проектов», чаще подминающих живую плоть искусства под некие прокрустовы концепции теоретиков. Экспозиция «Молодые художники России» для тех, кто над ней работал, чем-то напомнила перенасыщенный раствор. Когда определились несколько ключевых «композиционных узлов», начала кристаллизоваться почти компьютерная сеть, логически пронизавшая экспозицию, уподобив ее создателей искусным модераторам. К сожалению, самое большое в столице выставочное пространство смогло вобрать чуть больше половины отобранных работ. Это печалит и радует. Печалит, памятуя о некогда случавшихся собственных огорчениях, радует очевидностью стремления молодых в аристократическую профессиональную корпорацию. Ведь ныне стало обыденным – плати и выставляйся хоть в Третьяковской галерее, а тут необходимо было пройти многоступенчатый конкурс и экспозиционный отбор. Утешает грандиозность события. Московская выставка – лишь вершина вернисажей, прошедших практически во всех из 104 отделений «Союза» или таких региональных форумов, как «Волга молодая».

Для возможных критиков экспозиции можно напомнить, что она изначально, по определению должна быть разнополярной, полифоничной, перенасыщенной, изобильной, с внутренней конструктивной логикой, преодолевающей полистиличную разноголосицу. Выделяя отдельные имена, равноправно соотнося различные, добившиеся права на существование стилистики, экспозиция выявляет максимально возможное профессиональное «качество» в искусстве современных «молодых». Если попытаться итожить три выставки последнего десятилетия, то, решаюсь на собственное суждение - они почти интуитивно из броуновского хаоса кристаллизуют границы «эстетики» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА как великой идеи, зародившейся в XIX столетии, обретшей полноценность в советский период русской истории, изменяющейся на наших глазах, но надеюсь, без искажения родовых предопределенных черт.

Еще раз вспомню Константина Николаевича Леонтьева, изнемогавшего от софистических споров, просившего показать доказательную «картинку». Попытаюсь проделать это для себя, надеясь укрепиться в личной правоте. Любя классический реализм, по должности политкорректно относясь ко всему, что не заражено провокационным глумлением, издевательством над очеловеченным миром, с удивлением остановился перед «объектом» - «Ковчегом» Максима Харлова. С удивлением от того, что, не единожды посещая московские биенале, «стой, кто идет», «ночи музеев» и тому подобные «сумерки человечности», понуждая себя к этому, чтобы не упрекали «не видел – не суди», ни разу не испытал даже холодноватой заинтересованности от доморощенных ремейков на Дюшана…, Уорхола…, бесчисленных легионов их последователей, «Ковчег» привлек очевидным плотницким совершенством шпангоутов, лекальной выверенностью обводов, сюжетом-подсказкой – «птицей» на шипце, подобной северным охлупням или залевкашенным голубям иконостасов. Очевидная тайна «высокой ремесленности» открылась в рассказе даже не самого молчаливого автора, а одной из почитательниц, ценящих уход Максима от «фигуративности». Оказалось, что шпангоуты – это остатки конструкций куполов горевшего последнего деревянного храма в Москве. Обреченные на уничтожение после восстановления церкви, они, бережно собранные и перекомпонованные, приобрели удивляющую полноту смыслов: церковь – корабль - «ковчег спасения» - «ноев ковчег» - ковчег спасения всего тварного. Впервые ощутил возможность перехода забавных «мобилей», конструкций, «КВНовского» остроумия в образность. Делясь подобным личным открытием даже из «нелюбимого», предполагаешь многие радости, подготовленные для каждого зрителя грандиозной выставкой.

Пройдет время и, надеюсь, выйдет альбом, кодифицирующий поколения 1990-х, 2000-х. Уверен, что его основу составят художники, открытые выставками последнего (или первого) десятилетия.

С.А. Гаврильяченко. "Юный художник" (ноябрь 2010.)







Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
17.03.2017
Выставочный зал РОО "Товарищества живописцев МСХ" на 1-й Тверской-Ямской, 20 работает в будни и в выходные дни. Часы работы Выставочного зала и галереи: пн. - пт. с 10.00 до 19.00 сб. - вс. с 10.00 до 17.00
+7 (499)251-51-08

20.02.2016 Дорогие члены Товарищества живописцев МСХ!

Напоминаем вам, что все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 100 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

30.12.2015 Список выставок Товарищества живописцев в 2016 году
Подробнее


23.08.2015 Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube


20.08.2012
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой

в Переславле-Залесском в октябре 2012

Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Уважаемые художники Товарищества живописцев, для участия в Виртуальных выставках обращайтесь exibvirtual@mail.ru

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...



Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Видеорепортажи с наших выставок

Вниманию художников членов ТЖ МСХ
Издательство Живопись-Инфо собирает материалы для издания томов энциклопедии. 1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25





20.04.2017
"Этюд-Дневник" // Москва
С 8 апреля по 14 мая идет выставка живописи Григория Блуднова в музее "Дом Гоголя" (Никитский бульвар, 5). На выставке представлено примерно 50 работ, выполненных… далее

17.04.2017
Свободова Наталья Николаевна // Каталог
Родилась в 1936 г. в Москве. Получила образование сначала в Художественном училище «Памяти 1905 года», а затем на художественном факультете Всесоюзного государственного… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Тел.: +7(903)7306465 | Написать письмо