НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


КОHТАКТ

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Наша страница на facebook

Московские живописцы на FB

Содружество художников МСХ на facebook

Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:


















Московские Живописцы



Юрий Рысухин. Статья Михаила Лазарева


Пресытившись в советское время изображениями дымящих заводских труб и рокотом космодромов, нынешнее поколение российских художников почти отказалось от интимных отношений с техникой. Осталась в истории и «поэтика русского пейзажа», лишь изредка мелькнут на какой-нибудь выставке плакучая березка с коровенкой возле покосившейся избы да дальняя церковка над тихой речкой. Подавляющее большинство художников ушло в горние сферы, стремясь проникнуть в потаенные уголки сознания посредством разного рода поставангардистских исканий.

Но существует творчество художников, не подпадающее ни под одну из этих категорий. Юрий Рысухин — убежденный антиурбанист, но не только. Приметы современной техники мы обнаружили в его живописи только в двух случаях: в одной картине стыдливо выглядывает из-за бугра в дальней дали комбайн да свисает с потолка голая электрическая лампочка в картине «Шум Белого моря» (2005). Сочиненный им мир – своего рода утопия, греза о «золотом веке», о котором мечтал еще Овидий. Природа в его картинах вымыта и вычищена подобно его деревенским интерьерам, и все здесь живет в согласии друг с другом.

Живопись Рысухина – явление уникальное. Известная истина – для того, чтобы проявился талант, нужна какая-то случайность. В данном случае это были художники Дмитрий Жилинский и Виктор Ни, конкретнее, их живопись по левкасу. Творчески продолжил и развил систему Рысухин. Несведущим напомним, что это не просто техника, но процесс, требующий особого психологического подхода. Ее происхождение уходит в глубокую древность, от античности, через европейское средневековье, древнюю русскую икону, вплоть до Рысухина. Левкас – это грунт, который кладется на деревянную основу, он твердый, белый и гладкий. Отсюда и особая выразительность живописи. Иконописец, прежде чем браться за кисть, читал специальную молитву. Неизвестно, как поступает в этих случаях Рысухин, но его живопись также отличается чистотой, прозрачностью и просветленностью, что не мало говорит и о душевном складе самого живописца.

Не будем гадать о религиозных чувствах художника, каковы бы они ни были. Но что левкас связал его с иконой, несомненно. Это чувствуется во многих работах Рысухина, особенно в подчеркнуто нравственно-этической интонации, но иногда приводит и к прямым аналогиям, как в картине «На Онеге» (2008), в которой изображенная женщина непосредственно ассоциируется не только с русской Богородицей, но и шире, с образом Богоматери, издавна принятым в мировой иконописи. Я бы назвал ее «Мадонна озера». И, странное дело, никаких зримых указаний на сакральность. Напротив, стоящая в рост на фоне озера и дальнего монастыря женщина с устремленным на зрителя взором изображена с только что прополоснутым бельем в руках. Но какой-то «нездешний» синий свет, свет вечности пронизывает картину, придавая ей ощущение некой «потусторонности».

В искусстве Рысухина превалируют духовная, личностная основа, отход от штампов при, казалось бы, многовековой расхожести сюжетов. Что важно, при всей натурно детальной насыщенности композиций (но каждая деталь многократно обдумана и выверена, прежде чем войти в картину) – полное отсутствие иллюстративности. В значительной степени этому способствуют специфические свойства самой техники живописи по левкасу: ее монументальная декоративность, подчеркнутая линеарность, локальные массивы цвета, прозрачность красочного слоя. Рысухин смело сопоставляет дополнительные цвета, что придает композициям нарядность и праздничность. Все это совпадает с принципами русской народной живописи, с которой, как уже было сказано, Рысухин кровно связан.

Прежде всего, присущая народному искусству «детская способность» видеть мир широко открытыми глазами. У Рысухина это свойство личности воплощено в своеобразной пластической системе, отыскивающей «наивные» контакты с миром, и все, что художник знает о мире, он воссоздает исходя из собственного опыта, снов и видения. Но он и впрямую использует образы народного искусства. С легкой иронией, даже несколько пародийно, но, в сущности, любовно, Рысухин создает образ русской красавицы (в одноименной картине, 2008) на фоне знаменитого коврика с лебедями. И впрямую «заимствует» приемы народной росписи в композиции «Исцеление» (2000) и ряде других. При видимой «простоте» этих изображений его интерьеры наделены не только, как это принято говорить, душевным, но и воочию ощущаемым физическим теплом, проникнуты звенящей, отстраненной от мимолетности тишиной.

Фольклор, стихия народного творчества целиком захватывает художника в многодельной композиции «Проводы русской зимы в Ростове Великом» (2000). Картина с ее бесконечным множеством смыслов и ассоциаций влечет зрителя красочностью, декоративностью, перекликающейся с изделиями народного творчества, очаровательными строениями провинциальной архитектуры, разнообразием человеческих типов и их одежд, чувством юмора (даже аферист-наперсточник на первом плане), носящимися по снегу веселыми собаками, уютом небольшого города. Некое мифотворчество в этой картине присутствует как в определенной идеализации народного быта, так и в переживаемом художником обостренном чувстве истории. Все это действо происходит на фоне церковной архитектуры. Нелишне к данному случаю вспомнить сказанное по этому поводу М.М. Бахтиным: «Это, конечно, не религиозные обряды вроде, например, христианской литургии, с которой они связаны отдаленным генетическим родством. Организующее карнавальные обряды смеховое начало абсолютно освобождает их от всякого религиозно-церковного догматизма, от мистики и от благоговения…» («Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»). Но дело заключается не только в этом. Искусство Рысухина носит отчетливо выраженный ретроспективный характер. Он словно обуян желанием вернуться в прошлое истории человечества и его культуры. На улицах его городов нет электрического освещения, автомобили еще не изобретены и снег скрипит под увлекаемыми лошадьми санями. Самое важное: в провинциальной России Рысухина нет и намека на нарочитую «русопятость»; здесь живет дух высокого искусства.

Квинтэссенцией всей этой части многообразного и многозначного искусства Рысухина, как представляется, можно считать картину «Посвящение Попкову» (2009), в которой сплавились незаурядный интеллект художника, его уникальная живописная манера и глубина душевного сострадания.

На перемене эпох, каковой является и нынешняя, происходит обновление разных видов и жанров искусства. Нет смысла впрягать творчество Рысухина в постмодернистскую проблематику, совпадение случайно, природа его изобразительности иная, но факт его обращения к самому широкому спектру традиций мирового искусства очевиден. Особенно наглядно это проявляется в созданном в последние два года цикле «Времена года», картины которого стилизованно выполнены в форме старинного тондо. В этом цикле явные черты «позавчерашних» художественных эпох вступают в соприкосновение с приемами современного художественного творчества.

Изображение времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ существует издавна, еще с фараоновых времен. Особенное развитие оно получило в период европейского Позднего Средневековья, где прежде всего вспоминается Питер Брейгель и его «Двенадцать месяцев», и не только он. Сюжеты были «типовыми»: крупно – группа людей на первом плане и дальний пейзаж с поселением у подножия гор на берегу реки. Рысухин оглядывается на прошлое не как на образец для подражания, а как на артефакт, сопоставляемый с наблюдаемой современной окружающей природой, долженствующий обогатить образно-пластический, стилевой диапазон его живописи. Он отказывается от самодовлеющего культа новизны, но не от оригинальности в авторском исполнении, привнося в композиции уникальный эмоциональный настрой, в котором временами прослушиваются даже отзвуки античности. Как будто художник вместе со зрителем с высоты Вавилонской башни современности всматривается в сокровенные дали жизни и убеждается, что мы мало в чем продвинулись в сравнении со всей историей человечества. И труд человека на земле не изменился.

В общих чертах тондо Рысухина строятся по однотипной схеме: на первом плане производятся, согласно времени года, какие-то полевые работы. Этому традиционному сюжету, как уже было сказано, без малого полтысячи лет. В картинах Рысухина «Май. Посадка картофеля», «Июнь. Пора сенокосная», «Август. Жатва» (все 2009) и других фон образуется уходящей вниз дорогой, обрывистым берегом над рекой и дальними горами с приютившимся возле них поселением и неизбежной церковью. Пейзаж, равно напоминающий как Альпы, так и Урал.

Сочетание фантазии и принципиальной «клишированности» создает универсальный образ идеальной основы мира. Живая природа существует для Рысухина только как подсобный материал. Его живопись предметна, то есть элементы изображения должны быть предельно узнаваемыми. Но это отнюдь не безупречная репродукция природных объектов. В своей знаковой определенности они доведены до такой схематической условности, что теряют свою изначальную конкретность, преобразуясь, сохраняя родовые признаки, в некие общие понятия. То есть происходит символическое воспроизведение мира при переходящем из картины в картину универсальном наборе ключевых знаковых понятий. Хотя и есть в арсенале Рысухина картина «Художник на этюдах» (2003), на которой изображен он сам, пишущий какую-то зимнюю пустошь. Его искусство не имеет прямых контактов с естественной природой, развиваясь в пространстве культуры.

Любое искусство строится на основе традиции (традиций), что бы сам художник о себе ни думал. Рысухин не скрывает, как уже было сказано, источников своего вдохновения: это икона, народное творчество и европейское Позднее Средневековье. Из всех этих слагаемых закономерным образом слагается личностный миф Рысухина. Он отказывается от бытовизма и вредных случайностей, сосредоточиваясь на сущностных свойствах бытия. Образы Рысухина – это своего рода метафизика, где отсутствует категория времени, они извечны как человеческий род. «Миф — это вымысел, выдаваемый за истину» (Лев Гумилев), а патриархальность, тишина и покой пронизывают все творчество Рысухина, образуя идеальный мир, далекий от современных безобразий (единственное, пожалуй, исключение во всей его метафизике – диптих «Пир олигархов», 2002).

Но главное — содержание цикла «Времена года» построено на парадоксе, придающим ему, как сказали бы музыканты, звучание тутти (то есть всем оркестром). На фоне как будто приснившегося или пригрезившегося художнику пейзажа действуют персонажи настолько современного облика, что, если бы не ручная посадка картофеля в одноименной картине, они вполне могли бы сойти за каких-нибудь фермеров из Оклахомы. Особенно занятно выглядит свисающая с телеги нога возницы в белоснежной кроссовке в картине «Возвращение с работы» (2008). Сознательно перепутанная художником связь времен формируется в синтез глобально-исторического ощущения непрестанности человеческого бытия.

Пространство картин Рысухина не только заряжено лирической энергией, но и написаны они добросердечным и веселым человеком.

Михаил Лазарев,
Заслуженный деятель искусств РФ.








Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
31.05.2017
Выставочный зал РОО "Товарищества живописцев МСХ" на 1-й Тверской-Ямской, 20 работает в будни и в выходные дни. Часы работы Выставочного зала и галереи: пн. - пт. с 10.00 до 19.00 сб. - вс. с 10.00 до 17.00
+7 (499)251-51-08


Смотрите 3D экспозицию выставки Яны Поклад в Выставочном зале "Товарищества живописцев МСХ"


20.02.2016 Дорогие члены Товарищества живописцев МСХ!

Напоминаем вам, что все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 200 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

30.12.2015 Список выставок Товарищества живописцев в 2016 году
Подробнее


23.08.2015 Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube


20.08.2012
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой

в Переславле-Залесском в октябре 2012

Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Уважаемые художники Товарищества живописцев, для участия в Виртуальных выставках обращайтесь exibvirtual@mail.ru

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...



Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Видеорепортажи с наших выставок

Вниманию художников членов ТЖ МСХ
Издательство Живопись-Инфо собирает материалы для издания томов энциклопедии. 1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25





16.08.2017
"Виват, Москва!" - выставка ко Дню города // Москва
С 24 августа по 10 сентября с.г. в залах Московского Дома художника на Кузнецком Мосту, д. 11 пройдет художественная выставка ко Дню города "Виват, Москва!", приуроченная… далее

21.07.2017
Диффинэ-Кристи Валентина Михайловна // Каталог
Родилась в Москве в 1910 году. 1937 - Окончила Московское художественное училище «Памяти 1905 года». 1946 - Окончила Московский художественный институт им. Сурикова… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Тел.: +7(903)7306465 | Написать письмо