НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


ВЫСТАВКИ


КОHТАКТ

Адреса

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:

















Московские Живописцы



Мифология бытописания и типология образов Татьяны Назаренко


С 31 мая по 16 июля 2023 года Всероссийский музей декоративного искусства и East Meets West Gallery приглашают на персональную выставку академика Российской академии художеств, народного художника РФ, лауреата Государственной премии РФ Татьяны Григорьевны Назаренко «Мифология бытописания и типология образов Татьяны Назаренко» (Мифы и типажи Татьяны Назаренко).
Настоящая выставка не претендует на осмысление и художественное представление главных тем в творчестве Татьяны Назаренко. Мы лишь знакомим публику с несколькими тематическими группами работ художницы: это бытописание народных праздников и семейных гуляний, трапез и застолий; создание психологического, «этнографического» и группового портрета современника; исследование темы «коллективного бессознательного» и «коллективной мифологии» на примере народных гуляний во время Масленицы. Отдельно стоит тема философского осмысления конечности всего сущего, где антагонизм и метафоричность «падения», греховности человека уравновешиваются его «воспарением» до вершин чистоты и любви.

Войдя в советское искусство в конце 60-х – начале 70-х годов, Татьяна Назаренко испытала на себе влияние как своих учителей, приверженцев «сурового стиля» в реалистическом советском искусстве, так и открывшуюся возможность познакомиться с общемировым развитием культуры и искусства, а значит, и со всеми другими методами и стилями, уже существовавшими на тот период в Европе и в Америке. Самым важным результатом и открытием «семидесятников» стало особое понимание категории времени и «новой памяти». А эта память стала опираться не только на реализм, но и на «творческую игру» метафорических и ассоциативных представлений художника. Особенно ярко это проявилось у Татьяны Назаренко в историческом жанре.

В дальнейшем в творчестве художницы получили глубокое и всестороннее осмысление поиск нового героя и тема портрета современника. Создавая своего героя, художница использует в области портрета как традиционные психологические характеристики, так и новые черты символизма, метафоричности и знаковости. Например, в автопортрете «Цирк на площади», 2013 г., Татьяна Назаренко подтвердила идею обращения не к массовому зрителю, а к зрителю интеллектуальному, способному воспринять сложные философские размышления о жизни Художника, о его одиночестве и незащищенности в мире.

Бытовой жанр к середине 90-х годов у нее приобретает большую выразительность, мифологичность, и «этнографический» интерес к деталям быта выглядит правомерно. «Проводы зимы», 1973 г., «Гуляние в Филевском парке», 1982 г. приводят художницу к целой галерее социально-психологических типов современников, появившихся во время перестройки. Возникает новый герой, отношение к которому у Татьяны Назаренко неоднозначное. Она активно пользуется приемами гротеска, фантасмагории, эпатажа, В этом случае изображение среды и пространства, в котором существует ее герой, становится игрой и театрализуется.

Привлекая возможности примитивной живописи, она создает «этнографические» портретные зарисовки героев не только для психологического описания характеров, но и для раскрытия смысла происходящего. В этих групповых портретах исследуется тема «коллективного бессознательного» и «коллективной мифологии», которые особенно ярко проявили себя в бытовом жанре: «Строительство дачи», 2008 г., «Танцы в Горячем ключе», 2022г., «Площадь в Изборске», 2020 г.

Ставя свои эксперименты, художница «спровоцировала» нас на возможность использовать ее прием для нашей экспозиции, а именно поэкспериментировать с архитектурой и формами выставочного пространства.
Строго говоря, мы не следовали буквально ее курсом. Времена года у нас перемешаны, а залы «собраны» без хронологической последовательности: осень-зима-весна-лето, хотя «своя» последовательность в них соблюдена: в первом зале «Лето» у нас соотносится не только со временем года, но и в какой-то мере с теплыми ассоциациями семейного дома, любимыми предметами, возможно, не самой художницы, а теми, которые ассоциируются у каждого отдельного человека с историей его семьи.

Наша экспозиция поделена на четыре сценических пространства. Первое – бытописание летних бытовых и семейных гуляний и праздников, трапез и застолий. Второе пространство связано с осмыслением конечности всего сущего, где антагонизм и метафоричность «падения», греховности человека уравновешиваются его «воспарением» до вершин чистоты и любви. Третье – возвращает нас к коллективному портрету современника в понимании Татьяны Назаренко, где «коллективное бессознательное» анализируется ею не только на русской, но и европейской почве.

Четвертое пространство – самое яркое, театрализованное, типичное для стиля Татьяны Назаренко. Оно посвящено, в основном, одному событию – обобщенному представлению куратора и зрителя (людей из XXI века) о ярком русском народном гулянии и празднике – Масленице.
Выделение площади в городке или улицы в деревне как композиционного центра, где разыгрывается основное событие, – типичный прием художницы. Подобно Татьяне Назаренко мы выстраиваем свою театральную композицию – гуляние на Масленицу. Вместе с автором мы исследуем социальный тип людей, собравшихся на праздник, этнографические детали городка и площади, игровые моменты развернувшегося действия. Нас интересует мифологическое сознание коллективного образа людей, а также типологические характеры отдельных героев.

В экспозицию включаются как некоторые личные вещи Татьяны Назаренко, коллекционные предметы утвари конца XIX – начала XX века, собранные художницей, так и экспонаты отдела дерева Всероссийского музея декоративного искусства.

Театрализация, выполненная для представления Гуляния на Масленицу, дала возможность включить в экспозицию уникальные экспонаты музея, являющиеся элементами резного декора русской народной избы второй половины XIX века. Они относятся, в основном, к Владимирской губернии и Поволжью России, где отмечено также использование элементов так называемого «крестьянского ампира», особенно узнаваемого в элементах светелочного окна и во фризовых украшениях фасада дома.

К концу XIX века в отдельны российских губерниях стали распространяться элементы украшения внутреннего интерьера избы (хором), которые связаны с росписью по дереву: это расписные филенчатые или простые двери, росписью украшенные опечки, шкафы-заборки и другие детали. Растительные и звериные орнаменты начали использовать на сундуках, прялках и на другой утвари. Особенно это было распространено в Вологодской, Вятской, Архангельской и других северных и восточных губерниях.

Деревянная мелкая скульптура Владимира Николаевича Зазнобина (1900-1981 гг.), характерной особенностью которой являются как единичные скульптурные портреты, так и бытовые композиции, прекрасно гармонирует с бытовыми картинами и коллективными портретами Татьяны Назаренко. Стилевые особенности почерка скульптора напоминают средневековую русскую скульптуру, отличавшуюся «топорной» резьбой, статичными позами героев и черной обводкой на глазах скульптур.

Прикосновение даже к нескольким темам творчества такого уникального, самобытного и узнаваемого автора, как Татьяна Назаренко, который олицетворяет целое поколение выдающихся русских художников современности, – большая удача и задача для куратора. В процессе познания всего разнообразия тем и оригинальности стиля художницы возникло осознание мощи ее таланта, который остается «загадкой» и «ящиком Пандоры» по сей день. «По сути, она художник «вне времени», как именуется одна из ее работ, и «на все времена», как говорим мы о настоящем искусстве». (Н. Иванов из статьи «Гуляния и метания русской души», 2023 г.)

Куратор проекта Татьяна Палеева.

Выставка работает с 30.05 по 16.07.2023 г.
Всероссийский музей декоративного искусства, 3 этаж
Вход по билетам музея
Вторник, среда, пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00
Четверг с 10.00 до 21.00
Суббота с 12.00 до 21.00
Выходной понедельник
Ул. Делегатская, 3 +7 (495) 973 25 78
www.damuseum.ru
East Meets West Gallery
paleeva@emwgallery.com +7 (916) 680 53 90
www.eastmeetswestgallery.com







Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
13.12.2023
Часы работы Выставочного зала и галереи на Тверской-Ямской, 20:
пн - пт. С 10.00 до 19.00
сб -вс с 10.00 до 17.00

Выставочный план Галереи живописного искусства ТЖ МСХ на 2024 год (1-ая Тверская–Ямская, 20)

25.12.2023г - 13.01.2024 г – Рождественская выставка
15.01 – 27.01.24г – персональная выставка Стеняевой О.Ю.
29.01 – 10.02.24г – персональная выставка Помелова Ф.В.
12.02 – 24.02.24г – персональная вставка Ткаченко И.П.
26.02 – 09.03.24г – групповая выставка: Атоян , Балаян, Ованесов, Сафарян, Таждинов.
11.03 – 23.03.24г – выставка творческого наследия Затуловской Р.С., к 100-летию со дня рождения
25.03 – 06.04.24г – «Портрет». Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Кураторы выставки: Иванов А.Н., Стекольщиков А.В., Лотова В.
08.04 – 20.04.24г – персональная выставка Окиташвили В.Ш.
22.04 – 04.05.24г - персональная выставка Стрелкова Д.П.
06.05 -18.05.24г – выставка творческого наследия Толстого О.В.
20.05 – 01.06.24г – персональная выставка Рыбниковой О.Н.
03.06 – 15.06.24г – персональная выставка Моисеева Е.И.
17.06 – 29.06.24г- выставка Фролова П.С. и творческого наследия семьи: Фролова Л.П., Толкач П.Н., Шибанова Е.П.
01.07 – 24.08.24г – Летняя выставка. Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Куратор выставки Грошев П.И.
26.08 – 14.09.24г – выставка ко Дню города. Кураторы выставки: Попков Ю.Н., Андрианов А.В.


РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать

СКИДКА НА ОФОРМЛЕНИЕ В БАГЕТ 20%. Выполняем работы любой сложности. Ждем Вас в салоне, по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, 20 Галерея живописного искусства, 0-й этаж. Скидка действует при предъявление Членского билета Московского союза художников. Скидка не суммируется с другими скидками, программами и акциями. тел.: 8 906 732 24 18.

Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны» Смотреть



ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:


"Мир детства". ЦДХ

"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20

"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11

Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20

Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20

ВИДЕОСЮЖЕТЫ:


Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube

Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012

Видеорепортажи с наших выставок

СТАТЬИ:


Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:


Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 200 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25


16.02.2024
«Встреча на Масловке». Живопись. // Москва
Совместная выставка четырех московских художников: Альберта Атояна, Альберта Балаяна, Рубена Ованесова, Джони Таждинова «Встреча на Масловке» состоится с 26 февраля… далее

27.01.2024
Скобелев Станислав Владимирович // Каталог
Родился 18 июля 1949 года в г. Москве. В 1965 г. закончил Московское художественное училище «Памяти 1905 года». Серьезное отношение к станковой живописи является… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Написать письмо