НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


ВЫСТАВКИ


КОHТАКТ

Адреса

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Наша страница на facebook

Московские живописцы на FB

Содружество художников МСХ на facebook

Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:

















Московские Живописцы



Илья Пономарёв "Миновав мгновенный свет" Статья о живописи В.М. Диффине-Кристи


Мазок проникает полотно, - так небо проникает густую зыбкость чащобы. И на наречии просветов и вспышек – на проникновенном наречии – рассказ. Рассказ о том, как незримое парит над видимым. О том, как хрусталик глаза, не заснув, пробуждается в облике ожившего агата или опала.

Валентина Михайловна Диффинэ-Кристи (1918 – 2010) - художник собственных интонаций, собственного стиля письма. Ученица Н.П. Крымова и К.Ф. Юона, супруга рано ушедшего из жизни мастера Евгения Диффинэ (1914 – 1928), она начинала свой путь в период, неблагосклонный к импрессионизму с его непосредственной передачей цвета. «Суровый стиль», воцарившийся в послевоенном советском искусстве, требовал нерасплывчатых твёрдых форм; тектонической, весовой выразительности – потому работы, где материя была способна пропасть ради цвета, подверглись критике, а их автора на некоторое время исключили из института. Однако, словно бы не замечая эпоху, живописец создавала произведения именно так, как видит человеческий глаз, - а не так, будто перед ней являются замкнутые в пространстве статуи. Возможно ли представить, что рабочие с картин В.М. Диффинэ-Кристи шестидесятых-семидесятых годов затворены в собственных телах, позах и настроениях? Нет: уже здесь мы наблюдаем неотрывные от световоздушной среды, хотя и ясно показанные фигуры – наблюдаем людей, которых сложно вместить в контуры даже визуально, не то что идеологически.

Сочетая искристую цветовую поэтику своего учителя Константина Юона и идущие ещё от русского импрессиониста Константина Коровина подвижность и многокрасочность мазка, В.М. Диффинэ-Кристи пребывала в постоянном поиске внутренней динамики произведения. Пусть и кажется, что даже самая напряжённая картина обязана отражать застывшее мгновение – художница решилась продемонстрировать обратное. Густо и под различным наклоном укладывая масло, она превращает каждый цветовой слой в динамический рельеф, в срез света. Свет становится возмущением, драмой настоящей, вплоть до тактильных ощущений – потому что борозды этого света то выступают из холста, то объёмными линиями странствуют по картине в соответствии с авторским замыслом. Так, «Игра на балалайке» 1964 г. оказывается не столько слепком неуловимого мгновения (по заветам импрессионистов), сколько повествованием о непринуждённом сгущении пластики, слуха – а значит, и повествованием о музыке.

Всякая картина В.М. Диффинэ-Кристи – замершая колористическая гармония единого, куда, по словам автора, не должно входить ни капли «придуманного цвета». Однако свободно написанный воздух, на первый взгляд скованный моментом, умеет молчать, трепетать, торжествовать... Воздух звучит и там, где воздуха схвачен тогда, - в ту секунду и в том состоянии, - когда он повстречался живописцу. Образ передаётся зрителю как событие, которое необходимо пережить, пробираясь сквозь время… Глаз должен прочувствовать завязку, развитие действия, кульминацию – находится ли перед зрителем пейзаж, раскрывающий огромные расстояния, как «На Кавказе» (1959 г.), или нечто камерное, как «Портрет художника» (1976 г.).

Цвет и время – как понятия – сначала сближаются, а после соединяются в рамках творческой манеры художника. Замечая мгновенные переходы тона, но сдерживая яркость и насыщенность отдельных участков полотна, В.М. Диффинэ-Кристи позволяет взгляду медленно «входить» в изображённую действительность, угадывать потаённый – и вскоре уже ясно различимый – цвет. Здесь, конечно, исчезает «мгновенность» импрессионизма: фиксируется то движение взгляда во времени, из которого вырастает неповторимое ощущение каждой вещи – её образ.

«Я так вижу», - мастер явно не произносила эти слова в значении: «Я так себе представила»; ведь мы, затрачивая секунды или минуты на узнавание предметов, людей, мест, будто создаём картину наоборот – в итоге обнаруживая достаточно определённый, без искажений и вымыслов, мир: и наш, и иной сразу. Не случайно поздний этап поисков и работ автора именуют «белое на белом» (по одноимённой серии картин) - сквозь залитые внешней белизной полотна живописец демонстрирует внутреннее и полнозвучное – идеальное - бытие («Зима. Пачево»). Причина белизны отчасти символична: художница, чья сестра Евгения Кристи работала реставратором северной русской иконописи, по-своему развивает идею Фаворского света – потусторонней ярчайшей красоты, могущественной настолько, что и земная реальность начинает сиять под её воздействием. Как лица святых освещаются мазками-пробелами, так и идеальные образы В.М. Диффинэ-Кристи наполняются блеском – они сакральны в авторском, уникальном смысле: сакральны, потому что через них прошло время автора или зрителя.

О чём же – «Свет и воздух»? Не о схваченном мгновении, нет – и не о концепциях, изложенных как ребус в постмодернистском стиле. В.М. Диффинэ-
Кристи общается со зрителем, разворачивая и сгущая время… Выставка – пожалуй, как и биография художницы, - о терпеливом, обязательно живом заглядывании в тот край, где преходящее бессильно. Об удающемся – даже во плоти - визите в настоящую вечность.

Илья Пономарёв выпускник ОЦ «Сириус», историк искусства (Санкт-Петербург)







Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
10.10.2021
РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать

ПЕРЕДАЧА ГОЛОСА для Отчетно-выборного собрания МСХ 2021
Бланк




Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны» Смотреть



ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:


"Мир детства". ЦДХ

"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20

"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11

Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20

Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20

ВИДЕОСЮЖЕТЫ:


Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube

Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012

Видеорепортажи с наших выставок

СТАТЬИ:


Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:


Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 200 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25


15.10.2021
"Сергей Гавриляченко. Неизвестный художник" // Москва
13 октября в выставочных залах Союза художников России открылась юбилейная выставка "Сергей Гавриляченко. Неизвестный художник", посвященная 65-летию Сергея Александровича… далее

17.10.2021
Диффинэ-Кристи Валентина Михайловна // Каталог
Родилась в Москве в 1910 году. 1937 - Окончила Московское художественное училище «Памяти 1905 года». 1946 - Окончила Московский художественный институт им. Сурикова… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Написать письмо