
|

Филатова Елена Леонидовна
Родилась в 1953 г. в г. Москве. В 1978 г. окончила Московский госуд. худож. институт им. В.И. Сурикова по классу станковая живопись. Член МСХ с1985 г. Участник многих московских, российских и др. выставок. Работает в жанре композиции, портрета, натюрморта. Работы хранятся в различных частных коллекциях в России и за рубежом, в собраниях Министерства культуры.
Вы, кто любите природу- Сумрак леса, шепот листьев. В блеске солнечном долины, Бурный ливень и метели, И стремительные реки В неприступных дебрях бора, И в рогах раскаты грома, Что как хлопанье орлиных Тяжких крыльев раздаются,- Вам принес я эти саги Эту песнь о Гайавате! Эти строки Генри Лонгфелло «Песни о Гайавате» мгновенно возникли у меня в памяти, когда я увидела работы Елены Филатовай. Ее пейзажи - откровения о природе будь то работа «Золотая река», где отражающийся в воде закат солнца уподобляет ее потоку расплавленного золота. Или картина « Коломенское. Осенний букет», передающая зрителю импульсы радости человека, выехавшего на природу погожим осенним днем; или работы «Теплый октябрь», «Светает», глядя на которые, кожей чувствуешь и свежесть воздуха, и его температуру. Казалось бы жизнь природы нетронутой цивилизацией для такого художника – альтернатива жизни в городе с безусловным предпочтением первому. Однако, в творчестве Елены особое место занимает и городской пейзаж. И особенно в этих работах, а так же в сценах из городской жизни зоркость художника воистину оказывается на уровне американских индейцев – этих детей природы. И более того, ведь индейцы с детства окружены природой, а Елена - житель мегаполиса. Кто же заложил в ней эту любовь и внимательность к среде обитания большого города? Как возникают ее картины, они сочиненные или наблюденные? Отвечая на эти вопросы, художник рассказала, что композиции работы обязательно предшествует импульс, полученный от ее житейских впечатлений. Но она их должна обязательно запечатлеть для памяти. Для этого ей достаточно рисунка-почеркушки, но непременно от импульса до разработки композиции должен быть минимальный срок: писать она может то, что ее волнует. Елена очень любит процесс разработки композиции, где есть и сочинение, и дорисовка ситуации. Видимо поэтому у нее нет абстрактных картин– это не ее. Хотя она с большим уважением относится к их авторам. Работе над композицией часто предшествует проверки качества сюжета будущей картины. Содержание работы она должна обязательно кому-то рассказать. Если слушатель, как выразилась сама Елена, рассказанную чепуху слушает с открытым ртом, и при этом удивленно восклицает – «Да неужели и в самом деле так было?» - композиция реализуется в картину. Вот, например, история о том, как в один из сухих осенних дней она увидела стоявшее на веранде ведро с водой, и все оно было облеплено воробьями – им очень хотелось пить. И все удивлено переспрашивали: « Неужели их было так много?!» Никто из слушателей в жизни не видел ничего подобного. А вот сцена, промелькнувшая в окне поезда, превратилась в одну из самых значимых для нее работ. За окном электрички стоял тихий летний вечер, проезжали русскую деревню. По небу плыли облака, в облике пейзажа было разлито что-то исконно русское, и слова то было трудно подобрать. Старушка наломала веток деревьев для своих коз, и потом они все вместе пошли в деревню домой. Елену поразила эта сцена. В ней было выражено абсолютное единение человека –хозяина и его меньших братьев. Увиденное вылилось в работу, которая стала для нее своеобразным символом Родины. Художник отслеживает те места мегаполиса, где можно увидеть мир живой природы, его проявления на толще асфальта, в нескончаемых потоках транспорта, среди многоэтажных башен домов. В столичной суете она отыскивает места, где есть пауза. Она любит Москву, в которой есть место меньшому брату, где он существует на равных как ее «гражданин». Этот мир в работах художника лишен сентиментальности. И он не только достоин внимания к себе. Человек иногда бывает самым жестоким образом наказан за невнимательность к нему. Работы Филатовой мне невольно заставили вспомнить статью о цунами 2005 года в Юго-Восточной. Там говорилась, что один из жестоких его уроков была невнимательность человека к миру животных. Оказалось, что среди бесчисленных людских жертв совершенно не было животных. Все они от малого до великого совершили заблаговременный «исход». А после того как уровень воды пришел в норму не только котята, даже коровы возвращались на те места, где прежде был их кров. Но при опросе людей, чудом выживших в этой катастрофе, не было ни одного человека, который бы обратил на это внимание и тем самым был бы предупрежден об опасности. Елена много мне рассказывала об отце, ныне покойном художнике Леониде Филатове. Это он научил ее любить окружающий мир, на который большинство глядит невидящими очами. Он объяснял маленькой Лене, как хорош мышонок, обращал ее внимание на его серебристо-серую шкурку, трогательный тонкий, как ниточка хвостик и чудные глазки-бусинки. Я увидела фотографию на стеллаже, где 6-ти летняя Лена доверчиво прислонилась к отцу, а он обнял ее одной рукой – и сколько в этом жесте выражено покровительства и отцовской любви! У меня самой есть подобная фотография, где я с отцом примерно в таком же возрасте. И выражение лиц, и жесты рук наших отцов поразительно похожи. А ведь мой отец жил в другой республике, имел иную профессию. Но это были люди одного святого поколения. Они пережили войну и особенно ценили детство. Их отцовская любовь к детям неизбежно распространялась и на окружающий мир. Сегодня среда обитания больших городов в лучшем случае равнодушна, а нередко и агрессивна к человеку. Но и человек, защищаясь от нее, чаще всего тоже покрывается броней равнодушия к окружающему. И особенно сильно от этого страдают дети. Творчество Елены Филатовой разрушает этот замкнутый порочный круг. Мир работ Елены Филатовой то тихий и гармоничный, то с интригой увиденных художником ситуаций, мимо которых другие проходят, ничего не замечая, как будто призван врачевать душу зрителя. Елена столь увлечена творчеством, что устроение своей персональной выставки, которая требует большой затраты сил, постоянно отодвигает на неопределенное будущее. И очень жаль. Если бы ее картины, увиденные на выставке, кто-нибудь из зрителей захотел видеть в своем доме, то он привнес бы тем самым заряд энергии ее счастливого детства, заставляющий постоянно всматриваться, любоваться, и удивляться проявлениям жизни в окружающем мире. Искусствовед Елена Лисенкова.
|
| 
|
|

|


 
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
25.03.2023
Часы работы Выставочного зала и галереи на Тверской-Ямской, 20:
пн - пт. С 10.00 до 19.00
сб -вс с 10.00 до 17.00
Выставки в галерее на Тверской-Ямской, 20 в 2023 году
Читать
РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать
СКИДКА НА ОФОРМЛЕНИЕ В БАГЕТ 20%.
Выполняем работы любой сложности.
Ждем Вас в салоне, по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, 20
Галерея живописного искусства, 0-й этаж.
Скидка действует при предъявление Членского билета Московского союза художников.
Скидка не суммируется с другими скидками, программами и акциями.
тел.: 8 906 732 24 18.
Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны»
Смотреть
ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:
"Мир детства". ЦДХ
"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20
"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11
Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20
Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20
ВИДЕОСЮЖЕТЫ:
Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012
Видеорепортажи с наших выставок
СТАТЬИ:
Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...
Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 200 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.
Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...
Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников,
Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)
Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25
09.06.2023
Электронный выставком к выставке «Мир детства» // Москва
Внимание! Объявляется электронный выставком к выставке «Мир Детства». Выставка пройдет в Московском Доме художника на Кузнецком мосту, д. 11, с 11 по 23 июля 2023
далее
22.04.2023
Москалева Елена Борисовна (Elena Moskaleva) // Каталог
Художник Елена Москалева родилась в 1957 году в г. Красноармейске Московской области. Окончила МХУ «Памяти 1905 года". Выставки С 1978 года участвовала в московских
далее
 
|
ОПРОС |
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
 
|
ПОДПИСКА |
Ваш e-mail:
 
|
ССЫЛКИ |
|